Закрываем сезон родстерами BMW Z4 и Mercedes SLK
20 сентября 2013
В России родстер Mercedes SLK продавался всегда лучше двухдверки BMW Z4. Например, в 2012 году наши соотечественники приобрели 148 открытых Мерседесов и 73 «зетки». А общие цифры продаж выглядят так: с июля 2011 года в России приобрели 238 нынешних SLK, а с февраля 2009-го — 387 Z4 серии E89 (из них 39 — в исполнении is).
Почти каждый раз, возвращаясь из заграничной командировки, задаюсь одним и тем же вопросом: много ли я узнал об автомобиле? Дело даже не в том, что покататься на нём дали мало — порой и 50 км хватает, чтобы составить вполне богатую картину. Речь о пресловутых идеальных условиях — о качественном асфальте с гладким покрытием, на котором любая модель кажется и комфортабельной, и тихой. А спортивные машины, заточенные под такое дорожное полотно, и вовсе кажутся божественными! Но нам, жителям самой большой страны в мире, как никому другому известно, насколько сильные коррективы вносят российские дороги в восприятие автомобилей. А в качестве иллюстраций к этим словам выступят два родстера — BMW Z4 sDrive35is и Mercedes SLK 350.
Оба «немца» оснащаются жёсткими складными крышами, шестицилиндровыми моторами и заднеприводной трансмиссией. Но у Z4 рядная «шестёрка» дополнена турбонаддувом и выдаёт 340 л.с. и 450 Н•м, которые идут к ведущим колёсам через преселективный «робот» с двумя сцеплениями и семью ступенями. Техника Мерседеса — уже почти классика жанра: атмосферный V-образный мотор 3.5 выдаёт 306 «лошадей» и 370 ньютон-метров, а дирижирует всем этим традиционный семидиапазонный «автомат». Неравный бой? Отчасти согласны, но в своё оправдание скажем, что у представительства BMW уже нет в пресс-парке 306-сильных «зеток». Да и цены на тестовые Z4 и SLK схожи — около 3,5 млн рублей.
И Mercedes SLK 350, и BMW Z4 sDrive35is по определению являются автомобилями редкими, эксклюзивными — особенно для россиян, которые даже летом родстеры видят нечасто. Но по-настоящему исключительно выглядит лишь машина из Мюнхена, о чём свидетельствует не одна сломанная шея случайных прохожих и многочисленные большие пальцы байкеров, одобрительно поднятые вверх. Распластавшийся по земле стремительный силуэт, длиннющий покатый капот, отнесённая к корме пассажирская капсула, пленительные обводы кузова — без малого суперкар! А как вам хитрый взгляд и такая же ухмылка «зетки»? Словно прекрасная незнакомка приглашает вас на ужин к себе в гости, «забыв» упомянуть о своём пристрастии к каннибализму.
Mercedes другой. Он круто смотрится как с поднятым, так и с опущенным верхом, а поджарая корма и мясистые задние «крылья» создают ощущение боевитого образа. Не забыли в Штутгарте и о деталях — о продольных рёбрах на капоте, о прорезях на передних «крыльях». Но ходишь вокруг двухдверного SLK, и не покидает тебя чувство, что рисовали автомобиль два человека. Один полностью выложился при создании угловатой передней части, второй — завершил композицию плавными обводами задней части, не посмотрев, с чего всё-таки работа началась. В любом случае, в отличие от Z4, у SLK выражение лица скорее дружественное, чем нет.
Спортивная тема, заданная «зеткой» во внешности, находит продолжение и в салоне. Плотные кресла, отлично облегающие тело, расположены низко — кажется, от асфальта пятую точку отделяют считанные миллиметры. Перед глазами находится строгий инструментарий приборов, упрятанных под отдельными клиновидными козырьками, а M-руль с пухлым ободом так классно лежит в ладонях, что хочется забрать его с собой и никому не отдавать. Но и шероховатостей хватает. Например, руль в Z4 изначально установлен немного криво — левая спица оказывается чуть дальше от тебя, чем правая. И отделка за такие деньги могла быть изысканнее. Сочетание кожи, алькантары и настоящего алюминия дарит положительные эмоции, но жаль, что под кожаной отделкой передней панели прячется гулкий пластик.
У SLK нет в салоне алькантары, но пластик податлив, даже если он сверху обшит кожей, а сама кожаная обивка мягче и приятнее на ощупь. Но настроение здесь иное, несмотря на архитектуру, напоминающую суперкар SLS AMG, и стрелки спидометра и тахометра, которые при неработающем двигателе смотрят строго вниз. Кресла гостеприимны к людям любой комплекции, в меру мягкие и с широко расставленными валиками боковой поддержки. Водитель сидит чуть выше, чем в BMW, колени от пола находятся на большем расстоянии, а рулевое колесо чуть больше наклонено по вертикальной оси в сторону приборной панели. Из придирок — требущая большего внимания в управлении система Comand Online и бедноватый внешне блок аудиосистемы.
Эргономика, отделка… Да бог с ними! Вы бы слышали, как пробуждается трёхлитровая «шестёрка» BMW после ночной спячки, наполняя утренний воздух низкочастотными вибрациями и грубым, даже диким, звуком из пары выпускных патрубков. Но уже через полминуты эта вакханалия стихнет, и соседи, высунув голову из-под подушки, продолжат мирно спать. А я тихо выеду со двора, под басовитый бубнёж выпуска доберусь до шоссе и вскоре утолю примитивную жажду скорости... Да эта бестия не только выглядит как суперкар, она так и разгоняется — всего 4,8 с с места до сотни! И ощущения не лгут — ускорение без разрыва потока мощности инфернально, и, кажется, твоим телом эта сила продавит не только спинку кресла, но и перегородку между салоном и багажником.
Как только ты утапливаешь напольную педаль газа, «зетка» задирает нос, приседает на заднюю ось и переносит тебя в иное измерение — туда, где ты можешь навязать борьбу не Бокстеру и Кайману, а самой 911-й. И я не уверен, что Carrera со средних скоростей ускоряется столь же неистово, — Z4 sDrive35is пожирает расстояние и секунды огромными кусками, не поперхнувшись. Но если приспутисться на грешную землю и поездить по загруженным дорогам, то очарование начнёт рассеиваться. Например, в рваном ритме управлять тягой двигателя не так удобно, как хотелось бы: «робот» не успевает за меняющейся обстановкой. Можно его пришпорить, переведя в спортивный режим, но даже в этом случае ситуация лишь слегка улучшится, но не изменится кардинально.
Зато водителю BMW не придётся изнывать в пробке. Нужно только выбрать режим Comfort, в который переходит силовой агрегат. При медленном движении с частыми остановками слабая чувствительность акселератора в начале хода педали приходится в самую масть, а преселективная коробка передач не путается в диапазонах и лишний раз не дёргает седоков. Как только автомобильный поток начинает равномерно ехать с нормальной скоростью, лучше перевести силовой агрегат обратно в Sport — связь по газу станет жёстче. А вот режим Sport+, в котором до кучи отключается трекшн-контроль, на дорогах общего пользования выглядит излишеством — даже в спокойном режиме движения передачи меняются на 5000 об/мин, а реакции на газ становятся бритвенно острыми.
Пуск мотора Мерседеса ничем не примечателен, но в движении выясняется. что SLK неплохо озвучен. Громкий высокий звук сопровождает вас уже с 2000 об/мин, а когда стрелка тахометра беснуется в районе красной зоны, за спиной водителя вовсю разгорается драма, переходящая в настоящую истерику. И этот саундтрек под стать динамическим характеристикам — очень быстрый автомобиль! Время разгона до 100 км/ч — 5,6 с, максимальная скорость — ограниченные электроникой 250 км/ч (как у BMW Z4). Но всё по делу — SLK 350 слабее своего конкурента, оттого и медленнее (особенно на скороcтях за сотню). Хотя удобства управления тягой у Мерседеса больше — атмосферный двигатель реагирует на подачу топлива без задержек, моментально. До 3000 об/мин тяги столько, чтобы без труда ехать даже в динамичном потоке, а после этой отметки уже можно говорить о безоговорочном доминировании над соседями.
Наиболее яркое впечатление от V6 приходит в тот момент, когда стрелка тахометра бегает по маршруту от 4500 до 6500 об/мин. Это безудержная стихия, стирающая задние шины об асфальт! В этом диапазоне на педаль газа родстер реагирует образцово — молниеносно, но не так грубо, как Z4 в режиме Sport+. При этом у SLK можно менять только режим работы семиступенчатого «автомата», но и этого достаточно, чтобы наслаждаться скоростью. Не противится Mercedes и вальяжной езде. Автоматическая коробка передач понижает диапазоны медленнее «робота» BMW, но меняет их мягче вне зависимости от режима коробки передач.
Но если Mercedes по понятным причинам медленнее BMW, то по сбалансированности подвески SLK берёт у Z4 уверенный реванш. Мы говорим именно о балансе всех качеств, а не об отдельных характеристиках. Ведь если взять родстер BMW Z4 и отправиться на нём по гладкой извилистой дороге, то удовольствия вы получите больше, чем в Мерседесе SLK 350. Кузов у «зетки» жёстче, на дороге она собраннее и на движение рулём отзывается быстрее. В напряжённом вираже её устойчивость на дуге поразительна, а с ослабленной хваткой системы стабилизации она под тягой игриво доворачивается внутрь поворота. И тормоза у Z4 лучше — они мощнее и стабильнее работают в условиях частых и длительных замедлений.
Но у нас таких шикарных дорог даже Москве и Московской области не завались. Я вам больше скажу: мюнхенский родстер таковыми считает совсем уж идеальные, которых в России исчезающе мало. А на тех дорогах, по которым мы ездим чаще всего, «зетка» демонстрирует дикий норов. Когда под колёса попадаются даже небольшие ямы и трещинки в полотне, автомобиль вздрагивает всем кузовом и своевольно меняет траекторию. И это при прямолинейном движении! В поворотах вообще беда — порой переставляет на полметра, и не всегда по одинаковому сценарию. То только корма расширит траекторию, то «зетка» двумя осями сменит курс. Любителям поскользить тоже лучше выбирать дорогу с великолепным покрытием, а то дрифт превратится в скачки по кочкам.
От чрезмерной жёсткости подвески страдает не только управляемость — Z4 абсолютно несовместима с понятием комфортабельности. Не припомню ещё такого автомобиля, на котором я бы так часто объезжал неровности. А здесь это острая необходимость — вне зависимости от режима работы адаптивных амортизаторов! Иначе на ваше тело посыпется град ударов и толчков, возникающих даже от безобидных дорожных изъянов. Слегка выступающий термический шов на мосту? Ну-ка получи! Скромная трещинка с острыми краями? Лови добавку! А если колесо провалится в большую яму, то с вашего языка невольно слетит не одно гадкое слово. И, конечно, следите за ступеньками, которые образуются во время замены асфальта. Напоритесь на такую в движении со скоростью выше 20 км/ч — получите жёсткий пробой при сжатии амортизаторов.
На ровном покрытии Mercedes SLK не столь спортивен, но и он настроен отлично. Руль с гидроусилителем на повороты реагирует чуть медленее, но по информативности он даже чуть превосходит рулевое управление «зетки». При этом не самая строгая система стабилизации у SLK, по ощущениям, лишь помогает ехать быстрее, лишний раз не дёргая автомобиль. И это даёт свои плоды — Mercedes позволяет обращаться с акселератором более свободно и смело открывать газ ещё до выхода из поворота. Класс! Добавить бы жёсткости кузова на кручение, уменьшить бы крены и сократить у педали тормоза свободный ход — и можно было бы прессовать BMW на извилистой трассе.
Но прелесть Мерседеса в том, что с ухудшением качества дороги качество езды на нём страдает не столь сильно, как на BMW. С родстером SLK не нужно бороться — контроль над ним сохраняется даже на совсем убитых участках. Даже в скольжении открытый Mercedes будто бы разглаживает полотно, не прыгая по траектории в предсмертных конвульсиях. Руль при проезде неровностей вибрирует чуть больше, но на него не идут удары. Подвеска, не замечающая микропрофиля полотна, безжалостно расправляется с невзгодами всех мастей — от еле заметных ям до крупных колдобин. Опять же вибрации неподрессоренных масс в Мерседесе выражены менее ярко.
А если поднять крыши? И тут Mercedes на коне. В закрытом SLK тихо так, будто бы едешь в купе, — гул от шин распределён по салону слабым равномерным фоном, а возмущения воздушных масс не слышно вовсе. Как, впрочем, и в BMW, но в Z4 давит на уши гул от широких шин runflat. Вдобавок при движении даже по относительно ровной дороге частенько скрипит крыша над головой водителя. Куда приятнее на BMW мчать с открытым верхом. Если установить ветрозащитный экран и поднять все стёкла, можно без проблем ехать 100–110 км/ч. В Мерседесе при тех же условиях есть одна неприятная особенность — завихрения воздуха бьют аккурат в правое ухо водителя. При опущенных стёклах и без экрана между дугами безопасности приятнее передвигаться также на Z4 — ветер по салону гуляет не столь вольготно, как в SLK.
Живи мы где-нибудь в Испании или на Лазурном Берегу Франции, исход теста был бы не в пользу Мерседеса SLK. Ведь на тамошних прекрасных дорогах BMW ни за что не раскрыла бы тёмной стороны своего характера, показалась бы нам вполне сносной по комфорту и пленила бы умением быстро ездить. Но в России своя атмосфера. У нас вместе со снегом сходит и прошлогодний асфальт, а на протяжении всего лета эти же дороги и ремонтируют. Где-то их обновят полностью, где-то «модернизируют» неряшливыми заплатками. А где-то годами не чинят. Винить BMW Z4 в том, что у нас плохие дороги, глупо и несправедливо — это автомобиль для красивой жизни с идеальными дорогами. Но мы живём и ездим здесь, в России. Mercedes SLK 350 тоже создан не для бедных стран, но при этом его можно назвать универсальным автомобилем. В том смысле, что на нём я бы отправился в путешествие по своей стране, а вот на BMW Z4 sDrive35is я бы лучше ездил в пределах Москвы.
Паспортные данные
Модель | BMW Z4 sDrive35is | Mercedes SLK 350 |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | родстер | родстер |
Число дверей/мест | 2/2 | 2/2 |
Длина, мм | 4239 | 4134 |
Ширина, мм | 1790 | 1810 |
Высота, мм | 1291 | 1301 |
Колёсная база, мм | 2496 | 2430 |
Колея передняя/задняя, мм | 1511/1559 | 1559/1565 |
Снаряжённая масса, кг | 1600 | 1540 |
Полная масса, кг | 1855 | 1855 |
Объём багажника, л | 180–310 | 225–335 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и битурбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 6, V-образно |
Число клапанов | 24 | 24 |
Рабочий объём, см³ | 2979 | 3498 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 340/5900 | 306/6500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 450/1500–4500 | 370/3500–5250 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | роботизированная семиступенчатая | автоматическая семиступенчатая |
Привод | задний | задний |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые перфорированные |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые |
Шины | 225/40 R18 (спереди), 255/35 R18 (сзади) | 225/45 R17 (спереди), 245/40 R17 (сзади) |
Дорожный просвет, мм | 124 | 112 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 250 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 4,8 | 5,6 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 12,6 | 9,9 |
— загородный цикл | 6,9 | 5,5 |
— смешанный цикл | 9,0 | 7,1 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 60 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-95–98 |
Комплектация
Базовое оборудование | BMW Z4 sDrive35is | Mercedes SLK 350 |
---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | – | + |
Коленные подушки безопасности | – | + |
Система динамической стабилизации | + | + |
Кондиционер | + | + |
Адаптивная подвеска | + | – |
Биксеноновые фары | + | – |
Адаптивные фары | + | – |
Автоматическая коробка передач | + | + |
Активное рулевое управление | + | – |
Отделка салона кожей | + | – |
Электрорегулировка передних сидений | + | – |
Память положений кресла водителя | + | – |
Система доступа в салон без ключа | + | – |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Подогрев рулевого колеса | + | – |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
Противотуманные фары | + | + |
Датчики давления в шинах | + | + |
Датчик дождя | + | – |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | + |
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | + | – |
Датчик света | + | + |
Бортовой компьютер | + | + |
Круиз-контроль | + | + |
Ветрозащитный экран | + | – |
Легкосплавные колёсные диски | + | + |
Шины Run Flat | + | – |
Доводчик крышки багажника | + | + |
Иммобилайзер | + | + |
Спутниковая противоугонная сигнализация | + | – |
Цена базовой комплектации, рубли | 2 999 000 | 2 570 000 |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | ||
Расширенная отделка кожей и алькантарой | 76 859 | |
Двухзонный климат-контроль | 30 560 | |
Подогрев передних сидений | 19 482 | |
Навигационная система | 136 910 | |
Аудиосистема Hi-Fi Professional | 60 718 | |
Интернет | 5631 | |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | 15 815 | |
19-дюймовые диски | 54 516 | |
Датчики парковки передние и задние | 41 027 | |
Цвет «металлик» | 38 765 | |
Расширенная отделка кожей Nappa | 186 133 | |
Подогрев сидений | 22 429 | |
Ветрозащитный экран | 9657 | |
Система прогрева шеи Airscarf | 28 296 | |
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | 37 226 | |
Датчик дождя | 7632 | |
Амбиентная подсветка салона | 16 925 | |
Противоугонная сигнализация | 30 373 | |
Спортивный AMG-пакет | 187 535 | |
Панорамная крыша Magic Sky Control | 150 983 | |
Мультимедийный комплекс Comand Online с навигацией и Интернетом | 180 629 | |
Пакет мультимедийных разъёмов | 15 212 | |
Сисема превентивной безопасности Pre-Safe | 22 792 | |
Система доступа в салон без ключа | 44 806 | |
Биксеноновые адаптивные фары | 1723 (при условии заказа AMG-пакета) | |
Датчики парковки передние и задние, включая электронного ассистента | 50 362 | |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 3 479 283 | 3 562 713 |
Техника
Мультимедиа
История (Анастасия Королькова и Роберт Есенов)
За кадром
Редакция выражает благодарность компании Villagio Estate и её представителям, которые помогли организовать фотосъёмку родстеров.
Источник: DRIVE.ru