24 декабря 2010 •

Mercedes-Benz R-класса нечасто встретишь в потоке: за четыре с лишним года в России официально продано около тысячи машин. Среди трёх тысяч Мерседесов на сайте DRIVE2.RU таких всего три — одна десятая процента. Причём два из них привезены из родной для R-класса Америки — там автомобиль выпускается в количестве около семи с половиной тысяч штук в год. Хотя, по словам мерседесовцев, главный рынок для модели теперь Китай. Но едва ли это как-то характеризует R-класс. Просто китайцы любят всё большое. После короткой поездки на обновлённой версии из Москвы в Волоколамск и обратно я не нашёл иных причин для покупки такой машины.

Странный Mercedes уже давно выполнил свою историческую миссию: провалившись на рынке (изначально планировалось продавать по 50 тысяч машин ежегодно), он предостерёг конкурентов-производителей от выпуска подобных моделей. Пока все дружно работали над большими легковыми хэтчбеками, Daimler старался выжать максимум из невостребованного сегмента. Выдавливается до сих пор негусто, но, видимо, достаточно, чтобы нишевую модель не сняли с производства, а потратились на рестайлинг. Уже второй по счёту. Интерьер, правда, почти не изменился. Зато внешность стала строже, исчез налёт женственности, которая не подходила грузной машине. Той самой грустной странности в R-классе стало меньше если не по сути, то по меньшей мере на вид.
Мне не приходилось раньше водить R-класс или ездить в нём пассажиром. Признаюсь, на московский тест-драйв я записался из личного любопытства, но он не помог мне лучше понять покупателей необычного Мерседеса. Ясно лишь, что они совершенно не интересуются процессом управления автомобилем и не очень ценят комфорт. Вернее, ценят, но, видимо, плохо в нём разбираются. У R-класса хорошая плавность хода (главное — не включать спортивный режим пневмоподвески, в котором я перестаю попадать в виртуальную клавиатуру «айпада») и приличная шумоизоляция. Однако, согласитесь, понятие комфорта не исчерпывается этими двумя составляющими.
Что толку в классной подвеске, если нехороши сиденья? Ни я, ни мой товарищ по экипажу (средней комплекции) не смогли удобно устроиться в жёстком водительском кресле. В спину всё время что-то давит даже при полностью сдутом поясничном подпоре. Задний диван, состоящий из трёх отдельных секций, тоже не мягок, а геометрия посадки скорее подходит для короткого гостиничного трансфера, чем для дальней дороги. В отсутствие регулировки наклона подушки изменение угла спинки проблему не решает. Расслабиться не получается. Посидев немного, я лёг, благо ширина позволяет не сильно скрючиваться.
  • В салоне — новый руль с упрощёнными подрулевыми лепестками ручного переключения передач, иной набор отделочных материалов (включая матовый алюминий вместо хрома) и мультимедийная система последнего поколения... но без шайбы-контроллера на центральном тоннеле.
  • Сиденье не отличается удачным профилем, но расположено высоко: в машину удобно садиться даже малоподвижным людям. Хорошая обзорность вперёд сочетается с «легковой» посадкой.
Места в ногах предостаточно, но при таких габаритах (длина — 5157 мм, база — 3215) могло быть ещё больше. Сдвинуть кресла второго ряда дальше назад компоновщикам не позволила галёрка. Ведь пара креслиц в багажнике должна складываться вровень с полом, иначе грузовой отсек станет непрактичным. А так, уложив все пассажирские сиденья, вы можете перевезти «душевую кабину с Москвы», как один из драйвовцев. Но за исключительные грузовые возможности седокам приходится расплачиваться недостатком уюта. Атмосферой R-класс ближе к Viano, чем, например, к E-классу. Не говоря уже про представительский S-класс, с которым «эрка» номинально находится в одном сегменте. Запас пространства сравнимый — ощущения значительно дешевле.
  • Внутри просторно и светло (особенно если открыты шторки больших люков в потолке). Сиденья в нашей машине были отделаны нежной алькантарой, но уютным интерьер R-класса я всё равно не назову: это вообще проблема минивэнов.
  • «В базе» у R-класса так называемой «Особой серии» — трёхзонный климат-контроль с общей регулировкой температуры для пассажиров второго ряда и дополнительными дефлекторами на средних стойках и в боковых панелях багажника (для комфорта людей на «галёрке»).
  • Дополнительное «детское» сиденьице в центре среднего ряда — из списка опций. По умолчанию R-класс шестиместный.
  • На третьем ряду будет удобно людям небольшого роста. Там также изменяется угол наклона спинок.
С точки зрения водителя, у R-класса есть только одно неоспоримое преимущество — колоссальный запас курсовой устойчивости. Mercedes позволяет без напряжения нестись быстрее потока даже по нерасчищенной полосе зимнего шоссе. По моим ощущениям, это самый что ни на есть легковой автомобиль. На руль он реагирует в меру быстро и чётко — сказывается более низкий по сравнению с соплатформенным кросовером ML центр тяжести. Увы, недостаточно низкий, чтобы не валиться в поворотах. Скользкие виражи R-класс проходит на ощупь, кренясь и совершенно не утруждая себя тем, чтобы обеспечить человека за рулём обратной связью. Зато даже на плохой дороге баранка остаётся свободной от вибраций.
С места до 100 км/ч R 350 4Matic по паспорту ускоряется за 8,4 с, а самый мощный «пятисотый» R-класс — за 6,3. Максимальная скорость — 230–250 км/ч. А хорошая аэродинамика (Cx = 0,31) делает Mercedes тихим на трассе. Что касается расхода топлива, то при нас «триста пятидесятый» уложился только в 15,3 л/100 км при том, что основная часть маршрута пришлась на свободное шоссе.
Динамика версии R 350 4Matic вполне убедительна: 272 сил «шестёрки» 3.5 хватает более чем двухтонному автомобилю в городе и на трассе. Акселератор по-мерседесовски задемпфирован, а семиступенчатый «автомат» тяготеет к верхним передачам и не спешит отзываться на кикдаун. Печётся о расходе топлива. И хотя выпускная система настроена так, чтобы душу человеку за рулём на крейсерской скорости грел басок мотора, место в неуютном водительском кресле я бы скорее уступил наёмному шофёру.
При поднятых задних сиденьях объём грузового отсека смехотворно мал, для такой громадины. Но он достигает 2385 л, когда сложенная «мебель» образует ровный пол! Правда, чтобы выстелить эту площадку, мне с непривычки потребовалась помощь крепкого авторевюшника Олега Растегаева.
Вне зависимости от того, кто окажется у штурвала, платить дилеру за новую машину должны вы. Извините, но мне так же сложно найти причину, зачем это делать городскому жителю, как развернуться на R-классе в стеснённых условиях. Полноприводный минивэн R 350 4Matic (от 2 690 000 рублей), на котором я еду, на 130 тысяч рублей дороже такого же седана E-класса. А «ешка» в комплексе комфортнее (в полном смысле этого слова) и больше подходит для будней мегаполиса. Даже поездка на 388-сильном «пятисотом» R-классе (от 3 550 000 рублей) не помогла. Я лишь убедился в том, что и без наддува у двигателя V8 5.5 ещё есть порох в пороховницах. А ещё тестовый R 500 4Matic был с AMG-пакетом — в нём гораздо лучше кресла!
Как и прежде, в Россию поставляются только длиннобазные полноприводные версии. Есть ещё модификация R 350 CDI 4Matic с трёхлитровым 224-сильным турбодизелем (620 Н•м). Она стоит те же 2 690 000 рублей (за машину «Особой серии»: с кожей, трёхзонным климат-контролем, подогревом сидений и парктроником), что и бензиновый «триста пятидесятый», и очень похожа на него в движении. Разница в разгоне до 100 км/ч — всего 0,4 с.
Боюсь прослыть человеком без фантазии и веры в любовь с первого взгляда, но убедительные доводы в пользу покупки R-класса я приму только в формате газетного объявления: «Большой мотор, полный фарш, без пробега по РФ, торг уместен». Эта машина просто создана для того, чтобы хорошо продаваться подержанной. Звезда «Из рук в руки», отличный автомобиль для спонтанной покупки по принципу «подвернулся вариант». Бывший в употреблении R-класс всё равно не возьмёшь задёшево (прогнозы, приводимые мерседесовцами, утверждают, что минивэн медленно теряет в цене — минус 52,5% в течение четырёх лет, да и по объявлениям — от миллиона рублей за машину 2005 года), зато такое приобретение объяснимо. Пытаться ухватить «побольше машины» с рук — нормально. В салоне — как-то несовременно. По-китайски. Кстати! Буквально сегодня я видел обновлённый R-класс возле частной школы в моём районе. Сколько детей привёз шофёр этого автобуса? Одного.
Паспортные данные
Mercedes R-Class 350 CDI 4MATIC 350 4MATIC 500 4MATIC
Кузов
Тип кузова универсал универсал универсал
Число дверей/мест 5/6 5/6 5/6
Длина, мм 5157 5157 5157
Ширина, мм 1922 1922 1922
Высота, мм 1677 1677 1666
Колёсная база, мм 3215 3215 3215
Колея передняя/задняя, мм 1639/1629 1639/1629 1638/1636
Снаряжённая масса, кг 2220 2155 2190
Полная масса, кг 2910 2880 2920
Объём багажника мин/макс, л 633/2385 633/2385 633/2385
Двигатель
Тип турбодизель бензиновый бензиновый
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, V-образно 6, V-образно 8, V-образно
Рабочий объём, см³ 2987 3498 5461
Макс. мощность, л.с./об/мин 265/3800 272/6000 388/6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 620/1600–2400 350/2400–5000 530/2800–4800
Трансмиссия
Коробка передач автоматическая, семиступенчатая автоматическая, семиступенчатая автоматическая, семиступенчатая
Привод постоянный полный постоянный полный постоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная независимая, пружинная, двухрычажная независимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная независимая, пневматическая, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые вентилируемые
Шины 255/55 R18 255/55 R18 255/50 R19
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 235 230 250
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 7,7 8,4 6,3
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 11,0 16,0 18,7
— загородный цикл 7,0 9,4 10,1
— смешанный цикл 8,5 11,8 13,3
Норма токсичности Евро-5 Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 80 80 80
Топливо дизтопливо АИ-95–98 АИ-95–98
Техника
Технически Mercedes R-класса идентичен базовому кроссоверу M-класса: независимые пружинные или пневматические подвески (двухрычажка спереди и многорычажка сзади), семиступенчатый «автомат», дифференциальный полный привод с электронной имитацией блокировок. Отсутствует лишь помощник в спуске с горы.
История
Mercedes R-класса представили прессе в 2005 году, на волне кризиса, пиком которого стала отставка тогдашнего босса концерна DaimlerChrysler Юргена Шремпа. Ни один из глобальных проектов того времени не выгорел: союз с Крайслером не принёс ничего, кроме убытков, не сложился альянс с фирмами Mitsubishi и Hyundai. Результаты экспериментов с нишевыми продуктами вроде Майбаха или марки Smart преемник Шремпа, Дитер Цетше, разгребает до сих пор. Дитя смутного времени, R-класс работы дизайнера Гордона Вагнера так и остался не понятым прессой и потребителями. За весь 2009 год на заводе в Алабаме было собрано 7778 минивэнов, а «эм-элей» — 60 175. В 2010-м объём выпуска внедорожника увеличился уже до 80 тысяч единиц, а производство R-класса осталось на прежнем уровне.
За кадром
Набег немецких машин на Волоколамск совпал с годовщиной Волоколамского удара — переломного момента в обороне Москвы 1941 года. Город отмечал освобождение наглядной агитацией и выступлениями столичных артистов, а крупные туши непопулярных Мерседесов у здания местной администрации напоминали выставку трофейной техники. До Москвы на этот раз дошли все, хотя наш экипаж заканчивал маршрут по приборам из-за иссякшей жидкости омывателя.

Источник: DRIVE.ru