20 марта 2013 •

В России объявление цен и старт приёма заказов на седан Mercedes CLA запланированы на 1 апреля 2013 года. Первые клиентские машины доедут до своих владельцев в конце апреля или начале мая. Реализация полноприводных версий начнётся летом.

В Германии Mercedes CLA стоит от 28 976 (CLA 180) до 38 675 евро (CLA 250). Для сравнения, там же Mercedes A-класса продаётся по цене от 23 978 (A 180) до 36 860 евро (A 250 Sport).

В тот вечер Томас Вебер, член совета директоров концерна Daimler AG, открыл нам частичку души. Сейчас ему 59 лет, и он, по его признанию, с высоты прожитых лет часто смотрит на жизнь прагматично, без лишних эмоций. И автомобиль у такого человека чаще всего бывает незаметным, какого-то строгого цвета. Но, рассказывая нам о Мерседесе CLA, глава отделения разработок компании из Штутгарта поведал, каким бы он был, будь ему снова 29 лет. Конечно, он бы приобрёл элегантный и стильный Mercedes CLA, возможно, в AMG-обвесе. Цвет — только ярко-красный! Вебер пытался донести до нас, что новинка — выбор молодых людей, желающих выделиться из толпы. Но для нас смысл слов гораздо глубже — это седан для тех, кто не в курсе, каким должен быть настоящий Mercedes-Benz.

Всё меняется, это факт, но есть вещи незыблемые, непоколебимые. Например, мерседесовское ощущение автомобиля. Это когда всё крутится-вертится вокруг тотального комфорта обитателей салона. Энергоёмкая, всепоглощающая подвеска, изолирующая от внешнего мира шумоизоляция, подчёркнуто растянутые реакции на газ, нежная работа трансмиссии — эти характерные особенности немцы пронесли сквозь время. И когда ты не находишь этого в очередной модели марки Mercedes, то впору говорить о новой эпохе. Четырёхдверка Mercedes CLA как раз и сделана по новым лекалам и для нового клиента.

Помимо базового исполнения существуют две стайлинг-линии: Urban и AMG Line. На фотографии — автомобиль со спортпакетом AMG, который выделяется агрессивного вида бамперами (передний — с большими воздухозаборниками), 18-дюймовыми дисками особого дизайна и разной соответствующей атрибутикой в салоне. Тип подвески клиент не выбирает только в начальном варианте, а для версий Urban и AMG Line бесплатно доступны оба вида: или комфортный, или спортивный.

Взять хотя бы платформу. В основе модели — переднеприводная модульная «тележка» MFA, на которой построен новый Mercedes A-класса. Перед нами седан Mercedes c приводом на переднюю ось. Уже режет слух, не так ли? У CLA передняя часть и интерьер от хэтчбека A-класса, а у колёсной базы — те же 2699 мм. Схожа у них и схема подвесок — стойки McPherson и многорычажка. Типов подвески два — комфортный и спортивный (передняя и задняя ось занижены на 15 и 10 мм соответственно). Некоторые элементы (к примеру, ступицы колёс) сделаны из алюминия для снижения неподрессоренных масс. Но, как выяснилось, пружины и амортизаторы у CLA перекалиброваны — под иной кузов, массу и в сторону лучшей управляемости.

Если общему образу не хватает целостности (передняя и задняя часть будто бы от разных автомобилей), то отдельными деталями Mercedes CLA весьма неплох. «Бриллиантовая» решётка радиатора (так её называют немцы) — прерогатива комплектаций Urban и AMG Line.

С разнообразием исполнений у модели всё в порядке. Европейцам доступны версии CLA 180 и CLA 200 с турбомотором 1.6 (122 и 156 л.с. соответственно), CLA 250 с двухлитровой наддувной «четвёркой» (211) и CLA 220 CDI с турбодизелем 2.1 (170). В сентябре на рынке Старого Света можно будет заказать Mercedes CLA 200 CDI (136 л.с.). Наиболее мощные бензиновая и дизельная модификации по умолчанию комплектуются семидиапазонным «роботом» с двумя сцеплениями, а остальные версии комплектуются роботизированной коробкой передач за доплату — изначально они довольствуются шестиступенчатой «механикой». Пока в продаже есть только переднеприводные машины, но летом на рынок поступит седан CLA 250 4Matic с подключаемым полным приводом (только в сочетании с «роботом»).

По интерьеру никаких откровений: с этим внутренним убранством мы уже знакомы по моделям А- и B-класса. Качество отделки, уровень сборки, эргономика в большинстве случаев — всё на высшем уровне. Кресла с вертикальными полосками и центральная панель, отделанная кожей с контрастной прострочкой — отличительные особенности пакета Neon Art, а руль с утолщённым рельефным ободом, подпиленным снизу, металлические вставки на педалях — признаки исполнения AMG Line.

Седан небольшой, но оснащение — как у взрослых моделей. В списке значатся девять подушек безопасности, ESP (не отключается полностью), двухзонный климат-контроль, мультимедийный комплекс с DVD-проигрывателем, навигацией (могла бы работать и побыстрей) и камерой заднего вида. И, конечно же, не обошлось без наших традиционных помощников — автоматического «самопарковщика» (умеет делать это параллельно и перпендикулярно дороге), систем слежения за дорожной разметкой (при пересечении вибрирует руль), удержания в пределах полосы (усилием на руле), мониторинга слепых зон и степени усталости водителя. Почти за всё это оборудование нужно доплачивать, а управление им осуществляется через меню борткомпьютера.

Многофункциональный подрулевой рычажок по-прежнему на посту, но раздражения не вызывает (может, потому что нет заднего стеклоочистителя?). Пользоваться кнопками на руле и на дверных панелях удобно без оговорок, чего не скажешь о контроллере системы Command — «шайба» находится слишком близко к регулируемому по длине подлокотнику, из-за чего руку приходится сильно относить назад. Это единственный эргономический прокол. Также отметим наличие у CLA адаптивного круиз-контроля с функцией stop & go и модернизированной системы Collision Prevention Assist, которая позволяет седану автоматически тормозить в случае опасности столкновения с впереди едущим автомобилем, начиная со скорости 7 км/ч (прежде система работала с 30 км/ч).

В российском представительстве Мерседеса облегчили задачу журналистам. Из всей обоймы представленных автомобилей актуальность для нас представляли две модификации — CLA 200 и CLA 250 4Matic. Только они поступят в продажу в России. Начнём с «двухсот пятидесятого». Посадка за рулём тяготеет к спортивной. Плотное кресло-ковш с интегрированным подголовником установлено низко, руль стоит почти вертикально, а диапазонов его регулировок хватает, чтобы и усесться соответствующе. Настраивая зеркала, отмечаю, что с обзорностью не всё гладко. Боковые зеркала неплохи по размеру и не искажают действительность, но стойки заваленного лобового стекла и зауженное заднее в сочетании с крупными подголовниками не позволяют увидеть многое.

Подрулевой переключатель режимов «робота» удобней традиционной схемы, но на команды по смене режимов электроника реагирует с лёгким запозданием (например, переход из режима D в R и обратно). А вот схема работы рычага «механики» удивила тем, что задняя передача включается по алгоритму «влево — вверх — назад».

«Турбочетвёрка» просыпается грубо, резко, но потом работает вовсе незаметно. Так же поначалу трудится и преселективный «робот», мягко и нежно перебирая свои семь ступеней. То, что надо, по дороге из Марселя в Сен-Тропе. Но стоит продавить акселератор поглубже, как начинаются проблемы. Сцепления у коробки передач «мокрые», но бережёт она их так, будто они «сухие». Мощно стартовать нереально: всегда есть ощутимая заминка. На газ в движении «робот» тоже отзывается неохотно — даже в спортивном режиме переход на низшие диапазоны (до трёх за раз) сопровождается заметной паузой. Чего уж говорить про обычный режим, в котором «робот» скидывает одну-две ступени, только когда педаль газа уже прошла половину хода. А ещё эти вибрации от работы сцеплений на пешеходных скоростях...

У машин с пакетом AMG на обоих рядах установлены сиденья с интегрированными подголовниками. И это не только красиво: спортивные кресла оптимальны по геометрии посадки, по жёсткости, а боковая поддержка у них страстная, но ненавязчивая. Беда в другом — в жертву дизайну принесено удобство задних пассажиров. Садиться на галёрку неудобно из-за узкого дверного проёма (берегите голову!). А сидеть решительно невозможно: голова сильно упирается в крышу, как в настоящем купе небольшого размера. Благо места для ног двух седоков достаточно. Третий? Об этом не может быть и речи из-за низкой крыши и высокого центрального тоннеля.

На фотографии — комфортные сиденья. Рельеф менее изысканный, наполнитель мягче, боковая поддержка хуже, но они тоже гостеприимны и больше подходят крупным людям. Передние кресла оснащены трёхступенчатым подогревом, но вентиляции и встроенного массажёра нет в принципе. За центральный подлокотник на диване нужно доплачивать (без малого 200 евро).

Ещё одна жертва концепции — багажник. Его объём составляет 470 л (у седана Mercedes C-класса — 475 л), но как ими пользоваться, когда проём столь узкий? Добавьте сюда немаленькую погрузочную высоту, и петли, съедающие полезный объём. Один плюс — добротная отделка грузового отсека.

Кто знает, может, из-за медлительности «робота» и двигатель 2.0 не произвёл фурора. Почти с холостых оборотов и до 4000 об/мин агрегат развивает 350 Н•м (край по тяге для коробки передач — 450 Н•м), а на 5500 об/мин приходится пик мощности — 211 сил. Седан с такой «четвёркой» быстр и в городе, и на шоссе, его не пугают длительные обгоны на трёхзначных скоростях. Но что-то мешает поверить в его отдачу. Будто бы приукрасили её. Я прекрасно помню, как легко двухлитровый турбомотор TFSI (211 л.с., 350 Н•м) перемещал в пространстве более крупное купе Audi A5. Тогда, наоборот, казалось, что такая динамика — удел машин с более мощным агрегатом.

Налитый усилием руль, крепко сбитое спортивное шасси, жёсткий кузов — мчать по серпантинам на таком Мерседесе можно с удовольствием! Но что будет, когда под колёсами нарисуется асфальт паршивого качества, как это часто бывает в России? Не придётся ли ходить к мануальщику, как на работу?

И в случае с Мерседесом CLA 250 4Matic это особенно обидно — шасси-то настроено великолепно! Если фанатеете от плавности хода, традиционно присущей Мерседесам, то вы ошиблись дверью. Наш «двести пятидесятый», оснащённый спортивной подвеской, едет плотно, часто жестковато. Подробно повторяя микропрофиль, он, не стесняясь, потряхивает седоков на средних и крупных неровностях. Тяжело даются машине и пассажирам резкие перепады высот полотна — их проезд трансформируется в удары. Благо подвеска работает тихо, благородно.

Огромное внимание немцы уделили аэродинамике. Коэффициент аэродинамического сопротивления равен 0,23, и это актуально почти для всех модификаций. Рекорд принадлежит версии CLA 180 BlueEfficiency Edition — 0,22. Результат достигнут не только за счёт проработки кузова, но и благодаря плоскому днищу (панелями прикрыты даже рычаги задней подвески), закрывающимся жалюзи за решёткой радиатора, закрылкам в передних колёсных арках и дискам со специальным рисунком спиц. Правда, на скоростях от 120 км/ч завихрения в районе боковых зеркал отчётливо слышны в салоне.

И ещё большее благо, что полноприводный CLA интересен в поворотах. Руль с электромеханическим усилителем лишён дорожной «грязи», но делится с водителем всем, что творится с управляемыми колёсами. Сочное усилие на ободе появляется в вираже и зависит от степени его крутости, а пропадает — когда автомобиль соскальзывает с траектории. Благодаря подключаемому полному приводу с электрогидравлическим многодисковым сцеплением седан стабилен на скоростной дуге, а предел возможностей шасси на дорогах общего пользования почти недосягаем. Крены при этом мизерные, раскачка кузова отсутствует, а тормоза эффективны и понятны. Не узнать в этом автомобиле мерседесовского образа, хоть убейте!

Четырёхдверка с 211-сильным мотором и «роботом» при средней скорости 36 км/ч потребляла 10,3 л бензина на 100 км. Седан со 156-сильным двигателем и «механикой» при 50–60 км/ч кушал по 8–9 л/100 км, а при 120 км/ч — не больше 7 л/100 км.

Разительно отличается версия CLA 200 с передним приводом и комфортной подвеской. Седан честно едет на свои 156 сил и 250 Н•м, не заставляя задумываться о дефиците отдачи, а семидиапазонный «робот» аккомпанирует мотору чуть быстрее и чуть мягче, хотя по-прежнему скорострельности ему не хватает. Зато «двухсотый» менее подробно пересчитывает на дороге ямы и трещины, а прохождение крупных колдобин не отзывается болезненными толчками. Расплата — поскучневшая управляемость. Реакции на поворот руля точны, но не столь быстры, кузов сильнее припадает на бок, а недостаточная поворачиваемость бросается в глаза: CLA 200 выплывает наружу поворота раньше полноприводного седана. Но и в таком виде CLA на серпантинах юга Франции хорош.

Электромеханический усилитель переменной производительности обучен многим вещам. Например, он позволяет стабильней тормозить на полотне с разным коэффициентом сцепления (так называемый микст), в критической ситуации может помочь водителю, подсказывая усилием на руле, в какую сторону крутить обод. А ещё этим же усилием рулевое управление должно противостоять боковым порывам ветра, стремящимся переставить седан. Последнее мы проверили на своей шкуре. В дни тест-драйва на открытых дорогах дул сильный боковой ветер, который спокойно кидал машину из стороны в сторону на полметра. Никакой помощи водитель не заметил.

В качестве бонуса мы с коллегой прокатились на 156-сильном автомобиле со спортивной подвеской и старой доброй «механикой». В России трёхпедальных версий не будет, но как сладок этот запретный плод! Стоило исключить из цепочки «робота», как жизнь расцвела новыми красками. Заминки? Паузы? Нет этого — теперь водитель сам себе режиссёр. Будто бы и самому автомобилю стало легче — легче разгоняться, легче тащиться в дорожном заторе. Тяги у мотора столько, что в городе без проблем можно ездить на второй и третьей передаче, почти как с «автоматом». Хотя сами смены передач лишь в радость — механизм переключения работает чётко и отлаженно. Но и на Солнце бывают пятна — педаль сцепления могла бы быть информативней и иметь ход покороче.

По словам специалиста отдела разработки трансмиссий Гюнтера Индлкофера, полный привод на CLA настроен на нейтральное поведение и скольжение всеми четырьмя колёсами на пределе. Это касается даже тех ситуаций, когда система стабилизации не функционирует (если, например, выдернуть соответствующий предохранитель). В обычных условиях крутящий момент распределяется между передней и задней осями в пропорциях от 100:0 до 50:50. Например, при ускорении автомобиля с полной нагрузкой на скорости 50 км/ч соотношение меняется на 60:40, при быстрых прохождениях поворотов станет 50:50, при потере сцепления с дорогой передних колёс — 10:90, в случае резкого торможения с АБС — 100:0.

Как автомобиль Mercedes CLA прекрасен. Внешность яркая, вызывающая в хорошем смысле этого слова, интерьер качественный, техническая начинка современна, а шасси настроено большими профессионалами своего дела. И оснащение такое, что ни о какой дискриминации по сравнению со старшими моделями не может быть и речи. Но Mercedes из седана CLA никудышный. Не хватило нам в модели комфорта, в том числе и акустического, интеллигентности автоматической коробки передач. Суетно как-то, нервно. А ещё настоящий Mercedes (не AMG-вариант) не должен подпускать водителя к удовольствию от управляемости, изолировать от него, а CLA, наоборот, делает этот кайф доступным.

Производство седана Mercedes CLA началось в январе 2013 года, а его выпуск наладили на новом заводе в Кечкемете, Венгрия. Предприятие открылось в марте 2012 года, и на нём уже успели сделать 40 тысяч компактвэнов Mercedes B-Class. Каковы планы немцев по продажам модели CLA? Они говорят, что прогнозов нет, а выпуск будет зависеть от спроса. Гибкое производство позволит варьировать количество сделанных машин в широких диапазонах.

Получается, в рамках одного модельного ряда образовалось два лагеря. Представители одного проповедуют исконно мерседесовские ценности, они рассчитаны на клиентов, которые идут по жизни с Мерседесом уже давно. А в другом племени действуют иные законы, там ценят другие вещи, акцент сделан на то, что в первом случае игнорируется. Как сказал Томас Вебер, Mercedes CLA, как и похожий по духу Mercedes A-класса, должен стать входным билетом в мир Мерседеса. И пусть CLA останется именно там, где выглядит наиболее убедительно и выигрышно, — на старте длинного пути к настоящим трёхлучевым звёздам.

Паспортные данные


Mercedes CLACLA 200CLA 250
Кузов
Тип кузоваседанседан
Число дверей/мест4/54/5
Длина, мм46304630
Ширина, мм17771777
Высота, мм14371437
Колёсная база, мм26992699
Колея передняя/задняя, мм1549/15471542/1541
Снаряжённая масса, кг1395 (1430)*1480
Полная масса, кг1920 (1915)1965
Объём багажника, л470470
Двигатель
Типбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувомбензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд
Число клапанов1616
Рабочий объём, см³15951991
Макс. мощность, л.с./об/мин156/5300211/5500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин250/1250–4000350/1200–4000
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая шестиступенчатая (роботизированная семиступенчатая)роботизированная семиступенчатая
Приводпереднийпередний
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пружинная, многорычажная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковыедисковые
Шины205/55 R16225/45 R17
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч230240
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с8,6 (8,5)6,7
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл7,48,4
— загородный цикл4,34,7
— смешанный цикл5,46,1
Норма токсичностиЕвро-6Евро-6
Ёмкость топливного бака, л5050
ТопливоАИ-95АИ-95
* В скобках данные версии с «роботом».

Техника

Какова жёсткость конструкции кузова в конкретных цифрах, нам так никто и не ответил. Стоит полагать, весьма высока: доля высокопрочных и сверхвысокопрочных сортов стали составляет 67%. Также в клетке кузова применяется прессованный алюминий. За время разработки предсерийные образцы прошли множество краш-тестов в 30 различных конфигурациях, были проведены экзотические испытания с переворотами на крышу. Изначально седоков в салоне защищают семь подушек безопасности, включая коленную для водителя. За доплату — боковые эйрбеги для задних пассажиров. Помимо этого капот оснащён активными механизмами, приподнимающими его на 60 мм. Это сделано для того, чтобы уменьшить увечья для пешехода в случае столкновения с ним.

Базируется CLA на модульной переднеприводной платформе MFA, на которой впервые были построены компактвэн Mercedes B-класса, а затем и хэтчбек A-класса. Спереди установлена подвеска типа McPherson, сзади — четырёхрычажная конструкция с конфигурацией, рассчитанной под установку полноприводной системы. Настройки демпфирующих элементов у CLA отличаются от калибровки элементов на А-классе. Покупателям седана предложено два типа подвески — комфортная и спортивная (передняя ось занижена на 15 мм, а задняя — на 10 мм). Из особенностей стоит отметить: подрамник задней подвески крепится к кузову на эластичных опорах. Это вкупе с резиновыми подшипниками в стабилизаторе поперечной устойчивости и эластичным покрытием пружин делает работу подвески тише. Все модификации модели оснащаются электромеханическим рулевым управлением с прогрессивной характеристикой. К тому же усилитель руля способен подсказывать водителю нужное направление поворота обода при сносе, торможении на миксте и во время езды при сильном боковом ветре.

Бензиновые алюминиевые моторы с четырьмя цилиндрами на седане CLA вне зависимости от рабочего объёма относятся к семейству M270. Под капотом версий CLA 200 установлен шестнадцатиклапанный 156-сильный агрегат 1.6 (250 Н•м), оснащённый малоинерционным турбокомпрессором (скорость вращения турбины — 230 000 об/мин), фазовращателями на впуске и выпуске и механизмом изменения хода впускных клапанов Camtronic. В том числе благодаря непосредственному впрыску последнего поколения наддувная «четвёрка» уже вписывается в эконормы Евро-6. У мотора 1.6 есть ещё дефорсированный вариант, развивающий 122 силы и 200 Н•м и ставящийся на модификации CLA 180.

Топовым является четырёхцилиндровый двухлитровый двигатель, выдающий 211 л.с. и 350 Н•м и отвечающий нормам Евро-6. Этот также укомплектован механизмом регулировки фаз газораспределения на впуске и выпуске, непосредственным впрыском третьего поколения (рабочее давление — 200 бар), новыми пьезофорсунками, подающими до пяти порций за такт, турбонаддувом (рабочее давление — 1,9 бара) и цепным приводом обоих распредвалов. На седане CLA эта «четвёрка» трудится в паре только с семидиапазонным преселективным «роботом». Мы уже знакомы с двухлитровым турбомотором по обновлённому E-классу. В случае с моделью бизнес-класса «четвёрка» носит индекс M274, рассчитана под продольную установку и на функционирование с семиступенчатым «автоматом».

Преселективный «робот» с семью диапазонами, доступный для россиян по умолчанию, разработан специалистами Мерседеса самостоятельно. Длина коробки передач не превышает 367 мм, а масса — 86 кг. В агрегате применяются два «мокрых» сцепления и два масляных насоса, механический и электрический. Второй поддерживает давление в системе, когда двигатель глохнет при работе технологии start/stop. По сравнению с аналогичным «роботом» на версиях с мотором 1.6 роботизированная «механика» для двухлитрового агрегата усилена. Поэтому коробка способна переварить уже 450 Н•м вместо 350. По словам немецких инженеров, такой же «робот», но с другими настройками софта будет установлен на седан CLA 45 AMG. Также нам сказали, что такая коробка передач не должна перегреваться при длительной пробуксовке.

 

Полный привод 4Matic на модели CLA не постоянный, а подключаемый. «Сердце» системы — многодисковое сцепление с электрогидравлическим управлением, расположенное в одном корпусе с главной передачей. Здесь же размещён роторный насос, создающий давление в системе. Насос этот срабатывает сразу же, как только возникает малейшая разница в скоростях вращения передней и задней осей. Однако оптимальную степень сжатия дисков, а следовательно, и долю тяги, идущую назад, определяет не механика, а электроника. Она даёт команду клапану, заведующему смыканием и размыканием сцепления. В нормальных условиях крутящий момент распределяется между передней и задней осями в пропорциях от 100:0 до 50:50. Так, при ускорении автомобиля с полной нагрузкой на скорости 50 км/ч соотношение меняется на 60:40, при быстрых прохождениях поворотов станет 50:50, при потере сцепления с дорогой передних колёс — 10:90, в случае резкого торможения с АБС — 100:0.

За кадром

Сколько людей вывихнули шею, оглядываясь на Mercedes CLA, не сосчитать. Но больше запомнились личные беседы. Кажется, я ещё никогда так часто не разговаривал со случайными людьми во время зарубежного тест-драйва. Мы с коллегой пообщались с полицейским Эриком и его напарником, ехавшими с дежурства. Эрик ходил вокруг седана и, словно мантру, громко, активно при этом жестикулируя, повторял: «Tres belle! Tres belle!» Позже, во время фотосессии, к нам резко подъехал Mercedes C-класса, из которого буквально вылетели два молодых человека. Как выяснилось, один из них, по имени Ясин, уже заказал CLA, и был сильно удивлён, что кто-то получил машину раньше него. Отдельное спасибо переводчику Томасу, который оказался с нами в экипаже и без которого душевного общения с этими людьми не получилось бы.

Источник: DRIVE.ru