15 июня 2008 •

Сергей ЗНАЕМСКИЙ | Фото автора и концерна Daimler AG

То, что мой Mercedes A-класса несется по трассе старейшего германского автодрома AVUS, я понял не сразу — заложенная еще в 1913 году петля несколько лет назад стала частью обычной автомагистрали на выезде из Берлина. Догадаться, что здесь когда-то побеждали Рудольф Караччиола и Пьер Вейрон, можно только по ржавым трибунам в придорожных зарослях.

А заметить отличия обновленных хэтчбеков Mercedes A- и B-классов, с которыми я познакомился в немецкой столице, еще сложнее.

Маленькие Мерседесы — родные братья: общая техника, общий интерьер. Программа мини-рестайлинга тоже общая. У B-класса — удлиненные повторители поворотников в корпусах зеркал, бесцветные «лычки» в задних фонарях, перекроенные бамперы. У А-класса все тоже самое, но есть дополнительная примета: если горизонтальные планки на решетке радиатора узкие и в дырочку — перед тобой прежняя «ашка», если толстые и непараллельные друг другу — обновленная.

И результаты продаж двух моделей мерседесовцы считают в складчину — в прошлом году было куплено 275 тысяч машин. До бестселлеров гольф-сегмента далеко, но «единичка» BMW расходится в полтора с лишним раза хуже. Несмотря на «лосиные» проблемы первого А-класса и провал нишевого R-класса, неформатные маленькие Мерседесы стали большим успехом — лучше них продается только С-класс, а прямых конкурентов в «премиуме» после капитуляции Audi A2 не осталось. В Европе A-класс немного популярнее B-класса: с 2004 года продано 600 тысяч машин, результат «бэшки» — 350 тысяч за три года. Но главное, А-класс исправно выполняет свою основную функцию: для половины покупателей он стал первым в жизни Мерседесом.

По мнению мерседесовцев, раньше клиентам не хватало только приятных мелочей вроде разъема для подключения плеера iPod, помощника старта в гору или мультимедийного комплекса COMAND с графикой, как у S-класса. Теперь все это есть. А за доплату в 1050 евро будет и «самопарковщик»!


У новой мультимедийной системы такая же ретрошкала радиотюнера, как у старших Мерседесов

Я ползу на А-классе вдоль ряда машин. На дисплейчике зажигается транспарант — это Active Parking Assist обнаружил подходящий для парковки «карман». Теперь нужно включить заднюю передачу, активировать систему кнопкой на руле, убрать с него руки — и Mercedes сам зарулит в «норку» задним ходом. Правда, как и самопаркующийся Volkswagen Touran в нашем тесте (см. АР №23, 2007), A-класс встает на отведенное место кривовато. Но мерседесовской системе, которую поставляет фирма Bosсh, для автопарковки достаточно, чтобы до бамперов соседних машин был суммарный зазор в 130 см — 65 см спереди и столько же сзади. А система Volkswagen-Valeo требует 140-сантиметрового зазора. Правда, FIAT совместно с Valeo уже предлагает парковщика еще более ловкого — тому достаточно зазора в 120 сантиметров.

А еще обновленные Мерседесы умеют впадать в «моментальный анабиоз»! Этим заведует система ECO Start/Stop — она принудительно глушит мотор на время простоя в пробках: точь-в-точь как у обновленных «единичек» BMW. Но баварские моторы после светофорной спячки запускаются обычным стартером, а мерседесовские — стартером-генератором с ременным приводом. Так получается и быстрее, и тише, и мягче.


Двигатель машин с системой ECO start/stop сначала пускается штатным стартером, но после отключения на светофоре заводится уже с помощью трехфазного стартер-генератора Valeo мощностью 2 кВт, для которого пришлось изменить расположение навесных агрегатов и усилить ремень. Пока двигатель «спит», электросистему питают две батареи — штатная и дополнительная, расположенная в багажнике. А во время торможений стартер-генератор подзаряжает обе батареи

В самом деле, работа «глушилки» почти не заметна: тормозишь перед перекрестком, переводишь рычаг «механики» в нейтраль — и за мгновение до полной остановки стрелка тахометра падает на ноль. Но стоит только отпустить тормоз или вновь выжать сцепление — мотор, едва вздрогнув, проснется еще до того, как среднестатистический водитель успеет воткнуть первую передачу.

И все бы хорошо, но вместе с мотором «засыпает» и климатическая установка. А если на улице жара, а стоять в пробке еще долго? Тогда придется нажать кнопку на панели — и «старт-стоп» дезактивируется, запустив мотор.

Конечно, если бы оснастить компрессор кондиционера электроприводом, данной проблемы можно было бы избежать. Но для «начальных» Мерседесов это слишком дорогое удовольствие — «автономные» климатические установки, равно как и масляные насосы с электроприводом, которые будут поддерживать давление в контурах «автомата» или вариатора во время моторной «спячки», появятся только на автомобилях старших классов.

У системы active parking assist вдобавок к восьми штатным ультразвуковым датчикам парктроника есть еще два по бокам переднего бампера — они помогают электронике «видеть» бордюр высотой более 5 см, по которому система выравнивает автомобиль. Дальнобойность сонаров — 4 метра. Системе нужен зазор в 1,3 м — соответственно, для А-класса необходимо минимум 5,18 м, для B-класса — 5,57 м. Поиск парковочного места справа ведется постоянно, как только скорость падает ниже 35 км/ч (об этом сообщает символ «P» на дисплее). Поиск слева начнется, если на скорости до 35 км/ч включить левый поворотник. Наличие места и его расположение (слева или справа) отражается стрелкой сбоку от литеры «Р» — водителю останется включить заднюю передачу и запустить процесс самопарковки нажатием клавиши на руле

А пока системой ECO Start/Stop будут оснащаться только самые массовые версии с механическими коробками: A 150, B 150, A 170 и B 170. Зато поскольку такие Мерседесы, и без того не самые прожорливые, в городе позволяют экономить до полулитра бензина на 100 км пробега, на них отменный спрос в Великобритании, Италии, Франции и Германии. На немецком рынке система ECO start/stop пока стоит дополнительные 250 евро, но уже в начале следующего года ее можно будет заказать совершенно бесплатно.

Стоп-сигналы обновленных Мерседесов мигают при торможении — время реакции других водителей сокращается на 0,2 с, что сокращает тормозной путь со скорости 80 км/ч на 4,4 м

Нужен ли «старт-стоп» в московских пробках? Ответ на этот вопрос мерседесовцы отложили до осени — пока такие хэтчбеки A- и B-класса к нам поставляться не будут.

Настройка ходовой части не изменилась вовсе. Мне понравился Mercedes B 200 Turbo со 193-сильным двухлитровым мотором — отменная эластичность, напористый разгон, четкая работа «механики»… Но подвеска подчеркнуто комфортна, а неотключаемая ESP настроена по принципу «как бы чего не вышло» — это Mercedes, а не «горячий» хэтчбек. Атмосферные A 200 и B 200 (136 л.с.) в этом плане гармоничнее, а квинтэссенция идеи — версии с бесступенчатой коробкой Autotronic. Недаром почти все проданные в России машины (681 А-класс и 706 хэтчбеков B-класса) — вариаторные.

На машинах с «механикой» электроника пиктограммами подсказывает оптимальный момент переключения передач Пока двигатель «спит», на панели горит индикатор ECO. Если в это время нажать кнопку на центральной консоли, мотор оживет, а ECO Start/Stop деактивируется

Кстати, самые ходовые версии и в Европе, и в России — с бензиновыми двигателями объемом 1,5 л (95 л.с), 1,7 л (116 л.c.) и двухлитровым «атмосферником». Турбоверсии раскупаются штучно, а дизельные машины к нам поставляются только на заказ. Обновленные хэтчбеки появятся в России уже в июле. Цены выросли в среднем на 1000 евро — от 673400 рублей за трехдверный Mercedes A 150 и от 899100 рублей за Mercedes В 150.


Двухтопливный Mercedes B 170 NGT (Natural Gas Technology) способен работать и на бензине, и на природном газе. Доработки — вживленные во впускной коллектор дополнительные форсунки, цилиндрические баллоны общей вместительностью 16 кг сжатого метана под полом и электронный блок управления, который позволяет переключаться с одного топлива на другое прямо на ходу и без потери мощности (116 л.с.). «Метановый» B-класс тяжелее на 160 кг, его багажник меньше на 128 л. Зато общий запас хода теперь превышает 1000 км — боле 700 км на бензине и еще 300 км на газе. Пока в Германии функционирует только 780 газозаправочных станций, а 1 кг метана стоит примерно 80 евроцентов. Это значит, что «газовый» километр пробега вдвое дешевле бензинового. Но Mercedes B 170 NGT на 3100 евро дороже обычного

Источник: АвтоРЕВЮ