S полным приводом. Mercedes S 500 4Matic: с полным приводом

1 октября 2006 •  Прокомментировать тестдрайв

Павел КАРИН, фото автора и фирмы DaimlerChrysler

Презентация новейшего купе Mercedes CL едва не затмила дебют полноприводного Мерседеса S-класса. Я поездил по побережью Майорки на самом мощном седане с полным приводом — S 500 4Matic (произносится как «фирматик»), а после поговорил с мерседесовскими инженерами. Дело в том, что если раньше полноприводные трансмиссии для Мерседесов разрабатывала австрийская фирма Steyr-Daimler-Puch, то новый «фирматик» немцы проектировали сами. Уверяют, что сделали лучше.

Доля полноприводных автомобилей на европейском рынке растет, в том числе в сегменте представительских седанов, где за последние три года она увеличилась с шести до девяти процентов. За это же время по миру разошлись 29 тысяч полноприводных Мерседесов S-класса. Новый S-класс получил полный привод всего через год после своего появления — вчетверо быстрее, чем его ждал предшественник серии W220.

Что нового?

В новом «фирматике» ведущий вал привода передних колес соединен с ведомым без шестерни-посредника, внутри ведомой шестерни спрятан карданный шарнир, сателлиты планетарной передачи косозубые (они тише), а на водиле закреплен двухдисковый фрикцион блокировки На переднюю ось передается 45% крутящего момента, дифференциал (как и сзади) — свободный

Неизменной осталась только концепция: полный привод — постоянный, межосевой дифференциал — несимметричный планетарный, отбор мощности на переднюю ось — шестеренчатый. Однако «раздатка» теперь не прикручивается к коробке передач, а выполнена с ней заодно, с общей системой смазки. Вал привода передних колес отныне соединен с ведущим валом «автомата» 7G-Tronic, без промежуточной шестерни, которая раздувала габариты «раздатки» и, как следствие, тоннель пола. Отсюда выигрыш в массе (около 40 кг), габаритах и расходе топлива. Ведь если раньше шестерни «раздатки» работали в масляной ванне, отчасти впустую перемешивая жидкость, то теперь масло подается строго в зону контакта — и тут же сливается в общий с «автоматом» поддон. Для сравнения: старый «фирматик» увеличивал «смешанный» расход топлива версии S 500 на литр (с 11,9 до 12,9 л), а новый — на 0,4 л (с 11,9 до 12,3 л).

Жаль, среди хитросплетений горных дорожек мне не попалось ни одного гравийного участка — ведь новый 4Matic обещает улучшить управляемость седана! Немцы сместили межосевое распределение крутящего момента в пользу передней оси — было 40:60, стало 45:55. Говорят, на скользкой дороге это добавило стабильности — «автомобиль перестал извиваться змеей». Кроме того, для облегчения трогания на скользком покрытии межосевой дифференциал может теперь частично блокироваться — до тех пор, пока разница момента между осями не превысит 50 Нм. С этой целью планетарный дифференциал заблокирован двухдисковым фрикционом с постоянным моментом трения, который также служит гасителем крутильных колебаний, вызванных паразитными моментами. В австрийской версии «фирматика» тоже был гаситель крутильных колебаний, но однодисковый, и на роль блокировки, даже «стартовой», он не годился.

Любопытно, что вибрации из-за паразитных моментов конкуренты из BMW, идеологи электронноуправляемой системы xDrive, называют в числе первых недостатков постоянного полного привода. Но инженеры фирмы Mercedes уверены, что только в постоянстве может быть предсказуемость, а следовательно — безопасность.

Приближенный к «автомату» приводной вал не требует «перепланировки» тоннеля пола. Для установки «фирматика» пришлось немного изменить конструкцию передней подвески и сдвинуть рулевую рейку. Масса автомобиля возросла на 66 кг
Система 4Matic предыдущего поколения: дополнительная шестерня в «раздатке» (показана стрелкой), прямозубые сателлиты планетарного дифференциала (40:60) и возросший на 100 кг вес автомобиля

— Автомобиль с плавающим распределением момента между осями каждый раз по-разному проезжает один и тот же поворот, — объясняет Гюнтер Фишер, руководитель разработки нового «фирматика», — электроника ведь не знает, что поворот тот же самый, а потому баланс момента каждый раз вычисляет заново. Наши конкуренты заявляют, что это перераспределение происходит за доли секунды, но даже одна «десятка» на скорости 100 км/ч — это 2,8 м, больше половины длины машины!

Снег им судья — зимой проверим.

В Россию полноприводные Мерседесы S-класса будут поставляться с двумя моторами — S 450 (340 л.с.) и S 500 (388 л.с.) — и в двух исполнениях: обычном и длиннобазном. Седан с «фирматиком» стоит на пять тысяч евро дороже заднеприводного: например, Mercedes S 500 4Matic с «нормальной» базой стоит 110 тысяч евро (как Audi A8 4.2 L quattro с удлиненной базой). В середине следующего года гамму дополнит версия S 350 4Matic. Кроме того, весной модернизированную систему полного привода получат автомобили С-класса нового поколения. Появится ли полноприводное купе CL?

— Мы думаем об этом, — говорит Фишер, — никогда не говори «никогда».

Паспортные данные
Автомобиль Mercedes-Benz S-класса
Модификация S 450 4Matic S 500 4Matic
Тип кузова 4-дверный седан 4-дверный седан
Число мест 5 5
Объем багажника, л 560 560
Снаряженная масса, кг 2010 (2055) 2010 (2055)
Полная масса, кг 2620 (2640) 2620 (2640)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно 8, V-образно
Рабочий объем, см³ 4663 5461
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 92,9/86,0 98,0/90,5
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1
Число клапанов 32 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 340/250/6000 388/285/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 460/2700—5000 530/2800—4800
Коробка передач автоматическая, 7-ступенчатая, ZG-Tronic
Привод постоянный полный постоянный полный
Передняя подвеска независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пневматическая, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 235/55 R17 235/55 R17
Максимальная скорость, км/ч 250 250
Время разгона 0—100 км/ч, с 5,9 5,4
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 17,0 (17,1) 18,0 (18,1)
загородный цикл 8,6 (8,7) 8,8 (8,9)
смешанный цикл 11,7 (11,8) 12,1 (12,2)
Емкость топливного бака, л 90 90
Топливо бензин АИ-98 бензин АИ-98
* В скобках — данные для длиннобазной модификации

Источник: АвтоРЕВЮ