1 августа 2006 •

| Леонид ГОЛОВАНОВ, фото автора и фирмы Mercedes-Benz

Зачем концерну DaimlerChrysler (DC) еще один внедорожник на платформе ML- и R-классов, спрашиваете вы? Зачем нужен семиместный и очень дорогой Mercedes GL?

А о промысловиках Сибири вы подумали? О тех, у кого денег — как нефти, которой в недрах родины хоть залейся? На чем ездить нефтяникам и газовикам по суровым зимникам, по весенней распутице, по летним колдобинам? Пусть и у них будет свой флагманский Mercedes — самый крупный из легковых внедорожников штутгартской марки.

Исландия — фантастическая страна.

Все начинается еще в самолете, когда он заходит на посадку над лунным или марсианским ландшафтом: под крылом простирается бугорчатая равнина странного бледно-зеленого цвета, испещренная древними шрамами и метеоритными кратерами. На земле, когда ты выходишь из маленького аэропорта Кефлавик, оказывается, что вокруг узенького аккуратного шоссе — нагромождения камней, поросших толстым слоем зеленого лишайника. По ним никто не ездит: пройти тут может только танк. И никто не ходит — это запрещено исландскими законами по экологическим соображениям, так как поврежденные лишайники зарастают очень медленно.

Но для нас какие запреты? И когда я, перепрыгивая с камня на камень, касаюсь подошвами зеленого пружинящего ковра, я касаюсь вечности. Она растет здесь годами, десятилетиями, веками… Может, до тебя по этим самым скалам бродил только рыжебородый викинг Лейфф Эрикссон — перед тем как отправиться в первое плавание к американским берегам около тысячи лет тому назад?

Единственное, что не вписывается в ландшафт, — это Mercedes GL.

Относительная короткоходность подвески компенсируется двумя блокировками Кожаная обтяжка панели и деревянные вставки облагораживают интерьер, знакомый по ML- и R-классу Передние кресла — воплощение комфорта. На тыльной стороне руля — клавиши выбора передач

Суетный он, cиюминутный. Вот старина Mercedes G-класса с его прямолинейно-кирпичной эстетикой смотрелся бы среди вечных исландских камней органично. А GL... Продольные выштамповки на капоте, словно у родстеров SLK. Рельефные боковины, призванные подчеркнуть «талию» (но зачем полноразмерному семиместному внедорожнику мечтать о пропорциях «90Х60Х90»?). Надуманный излом задней оконной линии. Вычурные формы головной и задней оптики. Хромированные молдинги. И как апофеоз декоративных излишеств — блестящие ободки, окружающие передние «противотуманки» в том случае, если задействована функция их автоматического включения при поворотах руля для подсветки виражей.

Хотя почему я ожидал от Мерседеса GL столь же простой и честной военной прозы, как и от G-вагена? Только потому, что в обоих индексах присутствует литера «G» — от немецкого слова «Gelaendewagen», «внедорожник»? Или потому, что автожурналистская братия заочно присвоила Мерседесу GL звание наследника G-вагена?

Левая нижняя ручка заведует уровнями кузова, правая — режимами трансмиссии. Между ними — кнопки систем помощи «спуска с горы» и «старта в гору» На «галерке» тесновато, но уютно Кресла третьего ряда складываются бесшумно — нажатием кнопки

Между тем это не так. Совершенно не так.

— Нет, Mercedes GL ни в коем случае не замена G-классу, — ведут мерседесовцы разъяснительную работу. — «Гелендваген» — это настоящий внедорожник для тех, кому нужна выносливость. Автомобиль, сделанный профессионалами для профессионалов…

Золотые слова. Которые наверняка польстят тем россиянам из криминальных и правоохранительных структур, для которых Mercedes G давно стал визитной карточкой на колесах.

А Mercedes GL — кем и для кого сделан он?

Кем — понятно: конечно, тоже профессионалами. Но если «настоящий» G-wagen более 30 лет тому назад разрабатывали в основном австрийцы из фирмы Steyr, известной своими армейскими вездеходами (подробно об этом мы рассказывали в АР №11, 2004), то Mercedes GL — плоть от плоти штутгартской земли, родной братец Мерседесов ML- и R-классов. Никаких лонжеронных рам и неразрезных мостов: несущий кузов, независимая подвеска всех колес и реечное рулевое управление, как принято в XXI веке. Причем конструктивно и кузов, и силовые агрегаты, и ходовая часть общие у всех трех машин. И делают ML, R и GL на одном американском заводе в Тускалузе, штат Алабама.

Кстати, в интервью американским журналистам назывались любопытные цифры инвестиций: около $100 млн в расширение завода в Тускалузе и всего $300—400 млн на разработку всех трех моделей — ML, R и GL. Унификация! Великая сила.

В некотором роде Mercedes GL — это комбинация ML- и R-классов. Семиместный салон с третьим рядом сидений — как у R-класса. Кузов сделан по общим лекалам с Мерседесом ML, но колесная база длиннее на 160 мм, а сам кузов — на 308 мм. Кроме того, чтобы добиться необходимой жесткости громоздкой стальной конструкции, мерседесовским инженерам пришлось пойти на ряд ухищрений — например, в задней части появились Х-образный усилитель пола и так называемое D-кольцо, напоминающее секции самолетных фюзеляжей и соединяющее в зоне багажника основания крыши, боковины и лонжероны.

Интерьер отличается от салонов ML- и R-класса по большому счету только отделкой: «слишком пластмассовая» передняя панель наконец-то обтянута благородной черной кожей и украшена накладками из натурального дерева. Хотя «спортивные» раструбы вокруг шкал приборов в окружении пафосных дерева и кожи смотрятся немного странно, особенно в тяжелом внедорожнике длиной более пяти метров.

Для кого создан Mercedes GL? Например, для весьма обеспеченного главы многодетной семьи, которая живет на дальнем ранчо в окружении грунтовых дорог — скажем, в той же Алабаме. «Сугубо асфальтовый» R-класс такому не подойдет, Mercedes ML маловат. А GL… Багажник огромен: в пятиместной конфигурации его емкость «под шторкой» составляет 750 литров, а при сложенных средних креслах получаешь огромную и ровную погрузочную площадь — более двух квадратных метров. Нужно рассадить семеро по лавкам? Заказываешь вариант с семиместным салоном, нажимаешь кнопки в багажнике или на арках по бокам дивана среднего ряда — и из-под пола багажного отсека бесшумно, словно привидения, восстают два удобных кожаных кресла. Места за ними для багажа почти не останется (всего 200 л), да и пробираться на «галерку», складывая боковое сиденье среднего ряда, не совсем удобно. Зато усесться «в багажнике» можно вольготно, а над головами седоков третьего ряда семиместных версий даже предусмотрен стеклянный потолок. Все лучшее — детям!

Вообще в «гээле» уютно — как во всех нынешних Мерседесах. Плавные обводы панелей, мягкие объятия кресел — с вентиляцией, как в S-классе! Не вынимая из кармана массивный брелок бесконтактного доступа, нажимаешь на кнопку Start, запускаешь бесшумный мотор V8 — и с комфортом отправляешься на покорение бескрайних просторов Алабамщины.

Вернее, Исландщины. Ведь сейчас мы не в Америке, а где-то на полпути между Новым Светом и старушкой Европой. Как и сам GL-класс — спроектированный в Германии, но для Америки…

Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами «глотает» удары от исландских булыжников с удивительным аппетитом. Великолепная плавность хода, тишина в салоне — боковые стекла по толщине (4,1 мм) почти не отличаются от пятимиллиметрового лобового «триплекса»… В сочетании с мощным и тихим 388-сильным двигателем V8 5.5 версии GL 500 это совершенно дезориентирует в правовом пространстве: мгновенно забываешь о том, что на грунтовках в Исландии запрещено развивать свыше 80 км/ч. Куда там… Стрелка спидометра уже давно пересекла отметку 120 и летает где-то в районе цифр 140 и 160. «Автомат» 7G-Tronic, лишь немного «задумываясь» при резких нажатиях педали газа, неутомимо и быстро жонглирует высшими передачами. Если верить паспортным данным, эта махина массой 2,5 тонны набирает сотню за 6,6 секунды! То есть GL 500 на 0,3 секунды быстрее, чем Mercedes ML 500, который легче на 270 кг, но до сих пор оснащается архаичным пятилитровым мотором с тремя клапанами на цилиндр мощностью «всего» 308 л.с.

Тормоза, конечно, тоже превосходны — с огромными передними вентилируемыми дисками диаметром аж 375 мм. Интересно, что если водитель в панике бьет по левой педали на скорости свыше 70 км/ч, то усилитель экстренного торможения BAS не только самостоятельно «дотормаживает» до максимума, но и включает «аварийки» — и оставляет их работающими вместе со стоп-сигналами до тех пор, пока машина вновь не наберет 10 км/ч. Тут мерседесовцы пошли по пути французов: как мы помним, впервые это решение внедрил концерн PSA на модели Peugeot 607.

Сейчас перед гравийными виражами тормозить совсем не хочется. Вместо этого так и тянет нажатием кнопки перевести «автомат» в ручной режим, с помощью клавиш на тыльной стороне руля зафиксировать третью передачу — и атаковать повороты в раллийном стиле. Легкое скольжение передка, потом начало заноса, контрвыпад нарядным деревянным ободом баранки… Но тут немедленно просыпается стабилизационная электроника. Хруст тормозов — и Mercedes GL, потеряв ход, самостоятельно пресекает хулиганские попытки «поиграть в раллиста». Как водится у машин с трехлучевой звездой, ESP тут неотключаемая — вмешивается в дело даже с нажатой клавишей Off. Безопасность!

А жаль. Как красиво можно было бы мчаться по этой мертвой вулканической равнине…

Виды потрясающие. На горизонте черной пустыни громоздятся горы с белоснежными пиками, в которых застряли пушистые облака. Равнину иногда пересекают небольшие речки. А если повезет, то грунтовка пройдет мимо обустроенного для туристов геотермального источника — места, где вырываются наружу подогретые близостью раскаленной магмы подземные воды. Выглядит это малопрезентабельно: просто дыра в земле, в которой булькает серая грязь, распространяя вокруг дьявольский запах сероводорода. Но как подумаешь, что это — дыхание Земли…

Черная равнина внезапно кончается, переходя в белую, — это начало ледника. Соваться туда нельзя — недаром у самой кромки снежной равнины беспомощно буксует американский полноразмерный вэн с «лифтованной» подвеской и огромными пневматиками низкого давления. Такие машины в Исландии на каждом шагу — на них возят экскурсантов и ездят сами.

Где же опробовать «экстремально-внедорожные» качества Мерседеса GL? Может быть, пониже, в зеленой долине, похожей на Шотландию, — там, где тающие ледники превращаются в потоки чистейшей воды?

В Америке Mercedes GL будет продаваться как с упрощенной трансмиссией (просто постоянный полный привод без блокировок, как у R-класса или у «паркетной» версии ML-класса), так и с пакетом Off-Road Pro — опять-таки как у Мерседеса ML. А вот для европейских «гээлей» пакет Off-Road Pro решено включить в базовое оснащение. Это значит, что пневмоподвеска может «надуваться» до внедорожного уровня, в раздаточной коробке есть понижающая передача, а в межосевой и задний дифференциалы встроены механизмы блокировок — многодисковые муфты с электроприводом. То есть если в Америке Mercedes GL может быть или семиместным кроссовером (как Audi Q7), или семиместным внедорожником, то в Европе GL — исключительно вездеход.

Настоящий!

Конечно, Mercedes ML с тем же самым пакетом Off-Road Pro короткобазнее — там, где он пройдет без проблем, GL при прочих равных может цапнуть грунт брюхом. Зато если у ML-класса пневмоподвеска может поднимать кузов на 293 мм от дороги, то GL шагнул еще дальше — дорожный просвет может достигать умопомрачительных 307 мм.

Передняя подвеска — двухрычажная Задняя подвеска — многорычажная
Полный привод — постоянный, с симметричным межосевым дифференциалом, который делит тягу пополам между осями. Для Европы Mercedes GL решено «в базе» оснащать пакетом Off-Road Pro — с демультипликатором в раздаточной коробке и многодисковыми механизмами блокировок в заднем и межосевом дифференциалах

Щелчки левой рукоятки на центральной консоли — и Mercedes медленно «набирает высоту». В третьем, самом верхнем положении пневмоподвески переправа исландской речушки превращается в прогулку: глубина тут гораздо меньше 60 см, допустимых на переправе для GL- и ML-классов с пакетом Off-Road Pro. Но, когда начинаешь карабкаться на крутой и каменистый берег, колеса рано вывешиваются и начинают буксовать — ход у подвесок маловат. Поскольку трансмиссионная рукоятка стоит в позиции Аuto, электроника отслеживает пробуксовку и начинает сперва подтормаживать буксующие колеса, а потом блокировать дифференциалы. Машина ползет, но рывки, трески, стуки… Неприятно. Однако все, что нужно сделать в такой ситуации, — это повернуть правый ободок на один щелчок, чтобы принудительно заблокировать «центр» и задействовать демультипликатор. А еще лучше сразу перещелкнуть рукоятку в третью позицию — и тогда электромоторы намертво заблокируют пакеты фрикционов не только в межосевом, но и в заднем межколесном дифференциале.


DaimlerChrysler продолжает экспансию дизелей на американский рынок: одним из пробных камней станет Mercedes GL 320 CDI, который уже заслужил благосклонные отзывы заокеанской прессы. Но в некоторых штатах, включая Калифорнию, нормы по концентрации окислов азота NOx в выхлопе жестче, чем Euro 4, и примерно соответствуют уровню Euro 5. Для этих штатов Mercedes готовит легковые седаны и универсалы E 320 CDI Bluetec, у которых выхлопные газы подвергаются четырехступенчатой (!) очистке — в трех каталитических нейтрализаторах (два из которых борются исключительно с окислами азота) и в сажевом фильтре.
«Сверхчистые» Мерседесы E 320 CDI Bluetec будут продаваться в США начиная с нынешней осени. А для Мерседеса GL в Штутгарте готовят иной вариант — со впрыском в выпускной тракт синтетической мочевины AdBlue, которая в результате химических реакций в специальном «избирательном» нейтрализаторе SCR (Selected Catalytic Reduction) разлагает NOx до безобидного азота и водяных паров. Поскольку расход мочевины невелик (около 0,1 л/100 км), то запас жидкости можно расположить в бачке в багажнике — 20-литровой емкости хватит на межсервисный пробег в 20000 км. Такая технология уже применяется на 20000 грузовых автомобилях Mercedes-Benz и, судя по всему, будет поддержана и другими крупными автопроизводителями

Теперь это почти G-ваген! Правда, у того еще и передний дифференциал блокируется — с полным отключением ESP и даже АБС. Зато у «гээля» электроника имеет внедорожный режим — например, АБС работает по иному алгоритму, допуская столь необходимую на грунте или на снегу блокировку колес.

Словом, во внедорожных дисциплинах «европейский» Mercedes GL — молодчина.

А на асфальте?

В Исландии есть асфальт, не сомневайтесь. Рыбная ловля (две трети ВВП) и выработка алюминия с помощью даровой энергии от гидро- и геотермоэлектростанций позволяют островному государству строить хорошие дороги. Да и налоги с песнопений Бьорк наверняка помогают…

Но почему на ровном исландском асфальте Mercedes GL уже на скоростях до 100 км/ч «плавает» по дороге, словно у него архаичные мосты на рессорах? Может, амортизаторы «убиты» за 6000 тестовых километров журналистской презентации в Исландии? Но на грунтовке-то все нормально! Да и перевод амортизаторов в спортивный режим ощущается: электронноуправляемые клапаны «зажимаются», и плавность хода становится чуть хуже.


Mercedes GL оснащается только пневмоподвеской — конструктивно точно такой же, как и у ML- и R-классов. На высокой скорости Mercedes GL «приседает» на 15 мм. А для машин с пакетом Off-Road Pro предусмотрены три внедорожных положения кузова — с повышением на 30, 80 и 110 мм. Амортизаторы со встроенными дополнительными пружинами и выносными электронноуправляемыми клапанами имеют четыре ступени усилия сопротивления, переключаемые по команде компьютера

Наверное, дело в шинах — внедорожный Dunlop Grandtrek AT2 великолепен на грунте, но заставляет Mercedes «гулять» на асфальте.

Впрочем, оставим разбор асфальтовых полетов до российских тестов серийных машин — благо продажи уже начались. В России будут продавать только две бензиновые версии — GL 450 и GL 500 с современными 32-клапанными «восьмерками» объемом 4,6 л (340 л.с.) и 5,5 л (388 л.с.). В Европе представлены еще две дизельные машины — GL 320 CDI (V6 3.0, 224 л.с.) и GL 420 CDI (битурбодизель V8 4.0, 306 л.с.). Трансмиссия у всех машин — только семиступенчатый «автомат» 7G-Tronic. В Америке не будет «старшего» турбодизеля GL 420 CDI, а GL 500 будет продаваться с более «честным» индексом GL 550.

Российские цены — от 92400 евро за GL 450 и от 105900 евро за GL 500. Стало быть, прямых конкурентов у «гээля» нет! Кто еще из настоящих внедорожников дорог, семиместен и столь же богато оснащен?

В Америке — и Cadillac Escalade, и Infiniti QX 56, и Lincoln Navigator. А у нас разве что Lexus LX 470…

Зато «косвенных» конкурентов немало. Это и Range Rover — даром что пятиместный. И Audi Q7 — даром что кроссовер со «слегка повышенной» проходимостью. И Porsche Cayenne, и Volkswagen Touareg W12, и новый BMW X5, который вот-вот появится на горизонте. Да и Lexus LX скоро обновится.

Если бы внешне Mercedes GL был столь же суров и убедителен, как G-ваген, его успех в России был бы оглушительным. На GL пересели бы все. И бандиты, бывшие и настоящие, и милиция, и бизнесмены, их жены и любовницы… Но Mercedes GL не только является удлиненным «эмэлем» с панелью, обшитой кожей, и с новыми моторами — он и выглядит, как удлиненный ML.

Впрочем, посмотрим. Ведь Mercedes GL — «самый-самый». Самый большой из внедорожных Мерседесов и самый дорогой. Правда, ML 63 AMG и G 55 AMG Kompressor дороже. А версии GL 63 AMG, по словам мерседесовцев, не предусмотрено.

Но размер имеет значение — особенно для покупателей дорогих машин. И не забывайте о промысловиках Сибири. О нефтяниках, о газовиках. Неужели у нас не хватит нефти, чтобы российская квота на 2006 год была мгновенно распродана?

Нефти в России — хоть залейся. А газа — хоть задушись.

Mercedes-Benz GL (данные производителя)
  GL 320 CDI GL 420 CDI GL 450 GL 500
Тип кузова 5-дверный универсал
Число мест 7
Длина, мм 5088
Ширина, мм 1920
Высота, мм* 1840
Колесная база, мм 3075
Колея спереди/сзади, мм 1651/1654 1645/1648 1645/1648 1645/1648
Объем багажника, л 300—2300
Снаряженная масса, кг 2450 2550 2430 2445
Полная масса, кг 3250
Двигатель дизельный, с турбонаддувом бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, V-образно 8, V-образно 8, V-образно 8, V-образно
Рабочий объем, см3 2987 3996 4663 5461
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 83,0/92,0 86,0/86,0 92,9/86,0 98,0/90,5
Степень сжатия 17,7:1 17,0:1 10,7:1 10,7:1
Число клапанов 24 32 32 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 224/165/3800 306/225/3600 340/250/6000 388/285/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 510/1600 700/2200 460/2700 530/2800
Коробка передач автоматическая, 7-ступенчатая, 7G-Tronic
главная передача 3,45 3,09 3,7 3,7
Привод постоянный, полный
Передняя подвеска независимая, пневматическая, двухрычажная, со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, пневматическая, многорычажная, со стабилизатором
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 265/60 R18 275/55 R19 275/55 R19 275/55 R19
Максимальная скорость, км/ч 210 230 235 240
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,5 7,6 7,2 6,5
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 12,5 15,6 18,2 19,1
загородный цикл 8 9,2 10,4 10,9
смешанный цикл 9,8 11,6 13,3 13,9
Емкость топливного бака, л 100
Топливо дизтопливо бензин АИ-95
* В стандартном режиме пневмоподвески

Источник: АвтоРЕВЮ