1 июня 2007 •

Леонид ГОЛОВАНОВ | Фото компании Daimler AG

Очередной Mercedes AMG? Эта новость давно не будоражит воображение. Да, новый Mercedes AMG наверняка мощнее всех своих конкурентов. Но на извилистой дороге, не говоря про гоночную трассу, соперники будут быстрее…

Mercedes-Benz CL 65 AMG, тест которого на дорогах близ Лос-Анджелеса был приурочен к 40-летию AMG, оказался именно таким. Зато Mercedes-Benz CLK 63 AMG Black Series стал откровением!

А еще я видел мусорные баки Пэрис Хилтон...

— Вот дом, который только что купила чета Бекхэмов: сейчас они начинают делать ремонт. А за этим забором живет семейка Оззи Осборна — видите на воротах медную табличку: «Не бойтесь собак, опасайтесь хозяев»?

Старый Jaguar XJ с говорливой дамой-экскурсоводом, громыхая подвеской на швах и стыках американского асфальта, неспешно ползет по пустынным коттеджным улочкам Беверли-Хиллз. Двухчасовая экскурсия на троих стоит $360 — по $120 с человека. Дорого? Но ведь Беверли-Хиллз — Рублевка мира, полюс престижа и роскоши. На этих живописных холмах, что у подножия скалы с белым транспарантом HOLLYWOOD, считают за честь поселиться все знаменитости.

— Вот в этом доме жил Фрэнк Синатра. У него рядом с дверным звонком угрожающая надпись: «Надеюсь, у вас были основания нажать на эту кнопку». А вот здесь живет Пэрис Хилтон. Видите, вот сидят папарацци, ждут ее появления?

Напротив очередных ворот действительно устроились на парапете двое зевак. А дом отличается от соседних только тем, что возле гаража прямо на улице небрежно брошены серебристый Range Rover, вишневый кабриолет Bentley GTC и черный Mercedes McLaren SLR. Даже по американским ценам вся троица тянет тысяч на семьсот.

— А вот это ее мусорные баки, — продолжает дама-гид. — Вы можете заглянуть в них и узнать, что Пэрис Хилтон ела на завтрак!

Ну и шутки у местных экскурсоводов… Или это и есть истинная кульминация всей поездки? Ведь ей наверняка сказали, что мы журналисты. А чем, как правило, занимаются акулы пера? Раскопками в мусорных баках знаменитостей…

Если так, то я — счастливчик. Я Ленина видел!

Mercedes CL 65 AMG: кабинет, в котором можно в полной безмятежности набрать 100 км/ч менее чем за пять секунд Снаружи отличить Mercedes CL 65 AMG с 12-цилиндровым турбомотором можно разве что по шильдику и по «сросшимся» сдвоенным выхлопным патрубкам: у восьмицилиндрового Мерседеса CL 63 AMG они разделены

Интересующимся сообщаю: мусорные баки у Пэрис Хилтон — розовые, со стразами Swarovsky. Шутка. Баки как баки — зеленые, пластиковые. А черный SLR, брошенный под окнами, — грязный. Не мытый месяца два как минимум. Может, не по вкусу пришелся? Или на нем иногда за пиццей ездят?

Впрочем, почему мы можем небрежно бросить перед дачным участком немытые Жигули, а Пэрис Хилтон — не может? Ведь для голливудской публики Mercedes — это как для нас Жигули. Народная голливудская марка. Машин с трехлучевой звездой здесь явно больше, чем в Москве, и именно в Беверли-Хиллз построены два самых крупных в Штатах дилерских центра марки Mercedes-Benz.

Словом, неудивительно, что мерседесовцы решили отпраздновать сорокалетний юбилей отделения AMG именно здесь. Во всемирной столице гламура, роскоши и автомобилей с трехлучевой звездой.

И хотя бытует поверье, что сорокалетие лучше вообще не отмечать, я все же надеялся на настоящий праздник. Вот соберут мерседесовцы в Лос-Анджелесе старые машины с шильдиком AMG, пригласят отцов-основателей аффальтербахского ателье Ханса-Вернера Ауфрехта и Эрхарда Мельхера — будут разговоры в стиле «бойцы вспоминают минувшие дни и битвы в чемпионате DTM, где вместе рубились они». А еще будут так волнующие кровь истинного автоэнтузиаста поездки на старых машинах — настоящих, еще без всей навязшей в зубах электроники…

Эх...


Mercedes CLK 63 AMG Black Series: шире за счет обвеса, чуть мощнее, жестче… И намного быстрее на извилистой дороге

Несколько старых машин AMG в Америку действительно привезли. Но выставлены они были в дилерском центре на Беверли-Хиллз, и ездить на них никто не собирался. Не было ни Ауфрехта, ни Мельхера. А «ездовая» программа оказалась скромной: несколько современных Мерседесов линейки AMG, из которых в новинку для нас — только большое купе CL 65 AMG с 12-цилиндровым турбомотором и «компактный» Mercedes CLK 63 AMG в особом исполнении Black Series.

Величественный CL 65 AMG был первым.

Интерьер машины Черной серии: сплюснутый снизу руль и минимум алюминиевой отделки На CL Black Series для американского рынка ставят массивные кресла с «зашитыми» подушками — иначе не пройти более строгий, чем в Европе, боковой краш-тест. А на правом снимке — спартанские и облегченные «ковши» европейский версии

Странное впечатление производит новое флагманское купе на базе S-класса. Обтекаемый яхтенный передок с хитрым «прищуром» головной оптики, монументальные боковины с динамичным росчерком «ребра жесткости», заднее стекло сложной формы «по мотивам» машины предыдущего поколения серии С215… И покатый багажник с какими-то невнятными задними фонарями. Красиво, но как-то незаконченно. Цельности нет. Не говоря уже о том благородном лаконизме, с которым вошел в историю Mercedes SEC серии С126 80-х годов — далекий предшественник нынешнего купе CL серии С216.

Салон роскошен. Простеганная уютной клеткой, как у курток Barbour, дорогая кожа. Лакированное дерево панелей, щедро инкрустированное металлом клавиш. Неоновый свет шкал, красивая графика огромного дисплея… Словом, все как в S-классе, только еще богаче.

Я сразу ринулся в меню системы Comand — чтобы, как в S-классе, подрегулировать жесткость кресел и поэкспериментировать с настройками подвески. Но не тут-то было: в купе AMG эти регулировки оказались фиксированными, максимально жесткими. Мол, нечего вмешиваться — все уже настроено в лучшем виде.

«Жабры» за арками передних колес выполняют и аэродинамическую функцию Диффузор заднего бампера, спойлер на крышке багажника — и раздельно-сдвоенные патрубки, как у всех Мерседесов с «атмосферным» мотором V8 6.2 AMG

Если бы так…

Сиденья оказались чересчур бескомпромиссными — кожаные валики всю дорогу настырно массировали спину. Волшебная гидропружинная подвеска ABC, Active Body Control, в ужесточенной версии CL 65 AMG не перестала великолепно сглаживать асфальтовые волны и без остатка «глотать» дорожные мелочи — по гладкому покрытию Mercedes плывет, летит, струится! Но любой шов или стык — и через более жесткие пружины и опоры стоек на кузов приходят удары, особенно заметные на общем сейсмопассивном фоне.

И, увы, никакой спортивности или азарта.

Казалось бы — супер-Мерседес. Двенадцать цилиндров, шесть литров. Легкое движение правой ноги — и пятиступенчатый «автомат» переключается «вниз», два усовершенствованных турбокомпрессора вдувают во впускной тракт сжатый до полутора атмосфер воздух, увеличенные радиаторы жидкостного интеркулера охлаждают его перед подачей в цилиндры... А управляемый электроникой бензонасос поднимает давление впрыска до пяти атмосфер — чтобы мотор не голодал, чтобы исправно выдал на пике внешней скоростной характеристики свои паспортные 612 сил.

Усилитель в багажнике увеличивает жесткость кузова — Майер уверен в этом даже без измерений на специальном стенде
Вместо задних сидений — пластиковый муляж
Двигатель V8 6.2 форсирован с 481 до 507 сил — больше не позволяет теснота под капотом

Но ощущения при этом — как в пассажирском Боинге-747, идущем на взлет. Очень быстро, но словно без твоего участия. Так и тянет отвернуться от окна и переключиться на чтение газеты.

Читать за рулем этой более чем двухтонной сверхмощной махины, спидометр которой размечен до 360 км/ч, все-таки не стоит. Но и вести ее особого интереса нет. Руль — совершенно «компьютерный»: реактивное действие ощущается только в пологих поворотах. Кренов нет, но скольжения передка начинаются слишком рано. Если не отключать ESP, то электроника жестко пресекает снос, не говоря уже о заносе. А если нажать на кнопку «ESP off» и попытаться атаковать повороты, то Mercedes CL 65 AMG превратится в посредственно управляемую тяжелую баржу. «Плывет» передок, стремится уйти в «зависающий» занос «корма», на руле при этом — ни байта полезной информации…

Арнд Майер: гонщик-энтузиаст и ведущий «ездовой» инженер AMG. Все зачетные времена круга на Нордшляйфе показывает именно он

А ведь есть Mercedes CL 63 AMG с атмосферной V-образной «восьмеркой» объемом 6,2 л и семиступенчатым «автоматом. И он на 155 кг легче, чем CL 65 AMG! Конечно, битурбонаддувный мотор V12 подавляет крутящим моментом — 1000 ньютон-метров. Но без электроники Мерседесу очень сложно «переварить» этот момент. Так как дифференциал тут «свободный», без блокировки, то при избытке тяги с отключенной системой ESP одно из задних колес сперва под тонкий свист интенсивно буксует на месте, а потом… Оп-п-па — «корму» тяжеленного Мерседеса резко, рывком уносит в сторону! А потом огромные шины столь же резко восстанавливают сцепление с дорогой — даже если ты вовремя сбросил газ и угадал с корректирующим выпадом руля.

Хоть звук мотора был бы красивым! Так нет — тривиальное гудение. Которое, кстати, заставляет вспомнить, что под капотом — пусть и накачанный битурбостероидами, но все же архаичный мотор с тремя клапанами на цилиндр и всего двумя распредвалами. Да и «автомат» — старый, пятиступенчатый…

Нет, скорее пересесть в Mercedes CLK 63 AMG Black Series!

Это уже второй автомобиль так называемой Черной серии AMG — после родстера Mercedes SLK 55 AMG Black Series. Черная серия названа так вовсе не потому, что машины красят только в черный. Оказывается, есть такие кредитные карты — черные, которые даже круче золотых и платиновых. Самые-самые. А Mercedes CLK 63 AMG Black Series — и есть «самый-самый» Mercedes CLK 63 AMG.

Во-первых, он дороже: в Германии примерно на 30 тысяч евро, чем просто Mercedes CLK 63 AMG (120 тысяч вместо 89 тысяч евро). Во-вторых, он мощнее. Та же самая новая V-образная «восьмерка» AMG объемом 6,2 литра под капотом обычного CLK 63 AMG развивает 481 л.с., а для машины Черной серии мотор форсирован до 507 сил. Кстати, под капотом большого CL 63 AMG этот же двигатель развивает все 525 л.с.

А в-третьих, Mercedes CLK 63 AMG Black Series выглядит иначе — точь-в-точь как тот Mercedes CLK, который ездит с оранжевыми «мигалками» по трассам Формулы-1 в качестве машины безопасности. Расширенные колесные арки и пороги, эффектные «жабры» за передними крыльями, углепластиковые вставки… При этом в купе CLK Черной серии нет задних сидений, передние кресла заменены спартанскими «ковшами», а вместо рычага селектора «автомата» из тоннеля торчит коротенький и неудобный металлический «дрючок».

Бутафория?

В том, что CLK 63 AMG Black Series по-настоящему быстр, нам предстояло убедиться на небольшой кольцевой гоночной трассе, вьющейся по пустыне в окрестностях Лос-Анджелеса.


Журналистов «водит» по трассе экспериментальный CLK 63 AMG Black Series, который использовался при разработке, — с облегченным кузовом (обратите внимание на пластиковые боковые стекла), без интерьера, с каркасом безопасности и антикрылом. Практически гоночный автомобиль

Знаю я эти мерседесовские «покатушки»: ездить строго за ведущим, систему стабилизации не отключать под страхом смерти… Но когда я, нахлобучив шлем, сел за руль красавца CLK 63 AMG Black Series, никто мне про ESP ни слова не сказал: на трассу вслед за желтым «гоночным» CLK 63 AMG с каркасом безопасности я отправился с отключенной «стабилизацией».

И не пожалел об этом. После тяжелого и неповоротливого битурбо-Мерседеса CL 65 AMG «черносерийный» Mercedes CLK стал глотком свежего воздуха!

Если CL после нажатия на газ трогается нехотя и неторопливо, то CLK срывается с места моментально под азартное бубнение «настроенного» выпуска. Веселая тяга! А какое «чувство руля»… Давно я не встречал Mercedes cо столь «чистым» реактивным усилием — невысоким, но линейным и кристально «прозрачным». При этом за нагретый калифорнийским солнцем асфальт трассы Mercedes CLK Черной серии держится цепко и интеллигентно — «нейтрально», начиная скользить всеми четырьмя колесами почти одновременно.

А если чуть сильнее газануть в вираже?

Йес!

Металлический коротенький набалдашник крайне неудобен. А как он греется!
Лаконичный шильдик: Black Series

Сверхмощный Mercedes послушно «выставляется» в занос — и «ловится» одним безошибочным выпадом руля. Словно это не Mercedes, а… Нет, далеко не всякий автомобиль BMW нынче столь покладист в управляемом заносе, даже если речь идет о машинах с шильдиком M. Из по­следних — разве что BMW Z4 M Coupe.

А ведущий на желтой машине дает газу — только успевай! Но мне трудно. О дьявол, где вторая передача? Почему «автомат» не слушается команд подрулевых лепестков, самостоятельно переключая ступени?

Откатав три положенных круга, я пожаловался мерседесовцам на поведение коробки. «Похоже, перегрелась», — неохотно признали немцы.


Максимальная скорость версии Black Series ограничена электроникой на уровне 300 км/ч — «обычный» CLK 63 AMG прекращает разгон после 250 км/ч

А-а-а, с этим явлением мы уже знакомы. Год назад на горной итальянской дорожке у «автомата» кабриолета CLK 63 AMG (см. АР №8, 2006) ручной режим пропал через десять минут: из троицы позиций C/S/M, то есть «комфорт»/«спорт»/«мануал», литера «М» просто «выпадала». То же самое случилось и сейчас. Немудрено: на гоночной трассе, да еще и в тридцатиградусную жару…

Стоп. Разве это нормально? Разве должна на автомобиле марки Mercedes перегреваться коробка передач при нормальной в общем-то летней температуре?

После перерыва, когда машины чуть остыли, меня в виде исключения выпустили на трассу второй раз. Режим M появился! И продержался два круга: мнительная электроника, опасающаяся отказа «автомата» при росте температуры масла, «сбросила» его на третьем круге.

Но эти два круга я наконец-то прошел как хотел. Баланс шасси — на высшем уровне! Ты можешь играть с машиной как угодно. Как минимум можно не бояться разворота при неосторожной передозировке тяги. В одном из «медленных» виражей я специально обнаглел и «выставил» Mercedes боком почти под прямым углом, уже не боясь опозориться перед всем честным народом. И ничего — «поймал» за один присест, без вторичного «хлыста».

А потом была поездка по дорогам общего пользования. К сожалению, по прямым и скучным американским хайвеям. Но, к счастью, за рулем такого замечательного автомобиля, как Mercedes CLK 63 AMG Black Series.

Он быстр. Он чуток и отзывчив. Да, он бесцеремонно жесток — потряхивает всегда. Но, в отличие от того же большого купе CL 65 AMG, тут эта жесткость постоянная, «честная» и на сто процентов оправданная прекрасно настроенным, истинно спортивным шасси.

А как поет на все лады «восьмерка» под капотом…

Гоночные амортизаторы немецкой фирмы KW: двухтрубные, газонаполненные, с регулировкой хода и сопротивления отбоя/сжатия
Главная передача — слегка «укороченная» и с дифференциалом Drexler с дисковым механизмом самоблокировки

Но что именно заставило так измениться Mercedes CLK 63 AMG? Ведь не обвес и не дополнительные 26 сил под капотом, верно?

Не что, а кто.

Этого человека зовут Арнд Майер. Его должность в отделении Mercedes-AMG GmbH звучит так: Head of Vehicle Dynamic Development. Это значит, что Майер — главный по настройке шасси всех автомобилей Mercedes AMG. По подвеске, тормозам, рулевому управлению… А Mercedes CLK 63 AMG Черной серии — его любимое детище.

— Дифференциал? Знаешь фирму Drexler? Она делает «самоблоки» для всех гоночных машин «длинных» гонок на Нюрбургринге. Если бы ты знал, как долго мы опытным путем подбирали проценты блокировки при подаче и сбросе тяги! Работали по выходным, по вечерам... Подвеска? Конечно, KW — в гоночном мире по соотношению цены и качества они сейчас вне конкуренции…

Майер — не просто инженер. Он энтузиаст. Еще в 80-х он начал разрабатывать и строить гоночные автомобили — например, Lancia Delta Integrale или Ford Escort RS2000 для команд немецкого раллийного чемпионата. В 90-х Майер был ведущим тест-инженером фирмы Conti-Teves по перспективным проектам — занимался отладкой электромеханических тормозов, «электронных» шасси… А параллельно гонялся в марафонских этапах немецкой серии VLN на Нордшляйфе, причем на собственных BMW 2002 и M3 серии E30. Надо ли говорить, что Северную петлю Майер знает назубок?

— На Мерседесе CLK Черной серии я делаю полный круг по Нордшляйфе за 7 минут 56 секунд — быстрее меня никто в AMG по Нюрбургрингу не ездит. Стандартный CLK 63 AMG намного медленнее — примерно 8:22. Правда, у автомобилей разные шины: для Черной серии мы изменили всю эластокинематику подвески и смогли поставить Pirelli серии Corsa…

Майер знает про свои автомобили все. Ведь строить быстрые машины и носиться на них по Нюрбургрингу, шаг за шагом настраивая шасси и выжимая заветные секунды с каждого километра Зеленого ада, — его жизнь и страсть. Поэтому Mercedes CLK 63 AMG Black Series и стоит среди всех автомобилей особняком — этакое дитя любви. Растяжки-усилители под капотом и в багажнике, самоблокирующийся дифференциал вместо стандартного «открытого», более жесткие опоры силового агрегата, гоночные регулируемые амортизаторы KW и совершенно иные углы установки колес. Плюс новые сайлентблоки.

Это совсем другой Mercedes! Да, по времени круга на Нордшляйфе даже CLK 63 AMG Black Series не может тягаться с менее мощными BMW M3 CSL или с Porsche 911 Turbo — особенно если за рулем сам Вальтер Рерль. Но теперь 500-сильный Mercedes хотя бы быстрее, чем обычные Porsche 911 Carrera S или Chevrolet Corvette Z51!

Но главное — это, конечно, не время круга. А удовольствие за рулем, в чем Mercedes CLK 63 AMG Черной серии может теперь поспорить и с Porsche, и с BMW.

Но вопрос: кто это оценит? Явно не Пэрис Хилтон, которая бросает под окнами 626-сильный Mercedes SLR. Для нее в автомобиле главное — имя, цена и автоматическая коробка передач. И таких покупателей большинство. Особенно в Америке, где продаются 45% всех автомобилей Mercedes AMG.

Должен ли Mercedes AMG быть столь же послушным в руках опытного водителя, как BMW M и Porsche? Наверное, автомобили Черной серии и должны дать ответ на этот вопрос. Будет ли спрос на Mercedes CLK 63 AMG Black Series? Станут ли его покупать обладатели черных кредиток — равно как золотых и платиновых? Ведь одними восторгами автожурналистов сыт не будешь.

Ох, неспроста на сорокалетии AMG мерседесовцы «засветили» два диаметрально противоположных по характеру автомобиля — пафосный Mercedes CL 65 AMG и «гоночный» Mercedes CLK 63 AMG Black Series. Фактически они отражают выбор концепции. Каким быть в будущем автомобилям AMG? Орел или решка, чет или нечет, кошелек или жизнь?

Во всяком случае, я сделал все что мог — рассказал, как скучен сверхмощный и сверхтяжелый CL и как весел и приятен CLK Черной серии. И раз уж для постройки таких машин, как СLK 63 AMG Black Series, мерседесовцы выделили в Аффальтербахе новую Performance Studio, есть надежда на лучшее. На то, что вскоре мы будем ждать новый Mercedes AMG с таким же нетерпением, как и новые BMW c заветным шильдиком M. Не правда ли, герр Майер?

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Mercedes-Benz CL 65 AMG
Тип кузова купе
Число мест 4
Длина, мм 5084
Ширина, мм 1871
Высота, мм 1418
Колесная база, мм 2955
Колея спереди/сзади, мм 1601/1607
Объем багажника, л 490
Снаряженная масса, кг 2240 (2085)*
Полная масса, кг 2635 (2585)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива и турбонаддувом (бензиновый, с распределенным впрыском топлива)
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 12, V-образно (8, V-образно)
Число клапанов 36 (32)
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,6/93,0 (102,2/94,6)
Рабочий объем, см³ 5980 (6208)
Степень сжатия 9,0:1 (11,3:1)
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 612/450/4800—5100 (525/386/6800)
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 1000/2000—4000 (630/5200)
Привод на задние колеса
Коробка передач автоматическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 7-ступенчатая)
Передаточное число главной передачи 2,65 (3,06)
Передняя подвеска независимая, пружинная, с гидрокоррекцией, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, с гидрокоррекцией, многорычажная
Тормоза дисковые, вентилируемые
Шины  
передние 255/35 ZR20 (255/40 ZR19)
задние 275/35 ZR20 (275/40 ZR19)
Максимальная скорость, км/ч 250**
Время разгона 0—100 км/ч, с 4,4 (4,6)
Расход топлива, л/100 км,
смешанный цикл 14,8 (14,9)
Емкость топливного бака, л 90
* В скобках — данные автомобиля Mercedes CL 63 AMG
** Ограничена электроникой

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Mercedes-Benz CLK 63 AMG Black Series
Тип кузова купе
Длина, мм 4567 (4562)*
Ширина, мм 1833 (1740)
Высота, мм 1365 (1415)
Колесная база, мм 2715
Колея спереди/сзади, мм 1568/1540 (1493/1474)
Число мест 2 (4)
Объем багажника, л 435
Снаряженная масса, кг 1760 (1755)
Полная масса, кг 1995 (2175)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно
Число клапанов 32
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 102,2/94,6
Рабочий объем, см³ 6208
Степень сжатия 11,3:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 507/373/6800 (481/354/6800)
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 630/5250 (630/5000)
Привод на задние колеса
Коробка передач автоматическая, 7-ступенчатая
Передаточное число главной передачи 2,82 (2,65)
Передняя подвеска пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска пружинная, многорычажная, со стабилизатором
Тормоза дисковые, вентилируемые
Шины  
передние 265/30 R19 (225/40 R18)
задние 285/30 R19 (255/35 R18)
Максимальная скорость, км/ч 300** (250**)
Время разгона 0—100 км/ч, с 4,3 (4,6)
Расход топлива, л/100 км,  
смешанный цикл 15,3 (14,2)
Емкость топливного бака, л 62
* В скобках — данные для стандартного купе Mercedes CLK 63 AMG
** Ограничена электроникой

AMG — это...

Игорь ВЛАДИМИРСКИЙ

О том, что ателье AMG 1 июня 1967 года основали Ауфрехт и Мельхер, добавив к первым буквам своих имен G от названия городка Гроссаспах, родины Ауфрехта, можно прочесть на любом интернет-сайте, посвященном истории Мерседесов AMG. Почему право выбора третьей буквы получил именно Ауфрехт, а не Мельхер? Потому что именно Ханс Вернер Ауфрехт, инженер по стендовым испытаниям двигателей, был единоличным владельцем AMG. А Эрхард Мельхер и родной брат Ауфрехта Фридрих — его наемными работниками.

Слева от Мики Хаккинена, который выступает на Мерседесах DTM подготовки фирмы HWA, — сам Ханс Вернер Ауфрехт, основатель и бывший владелец AMG

Ауфрехт с коллегами решили предлагать услугу по увеличению мощности моторов автомобилей Mercedes по образу и подобию Буркарда Бовензипена (Alpina) и Йозефа Шнитцера (Schnitzer), которые дорабатывали BMW. Правда, Мерседесы практически не выступали в гонках: на трассах того времени доминировали Porsche 911, Ford Capri, Alfa Romeo Giulia, BMW 2002 Ti… А Ауфрехт предлагал форсировку моторов для больших седанов Mercedes 300SE серии W109. И тогда в AMG решились на нестандартный ход: выставить на одну из марафонских гонок кузовного чемпионата Европы ETCC… длиннобазный Mercedes 300SEL. Эти седаны с 250-сильными двигателями V8 6.3 и без того были самыми быстрыми серийными автомобилями Германии. А Мельхер (именно он занимался форсировкой моторов AMG) с коллегами, расточив блок до 6,8 л, с помощью «высоких» распредвалов и «настроенных» впуска и выпуска довели мощность до 428 л.с. С «максималкой» 265 км/ч, настроенной подвеской и гоночными шинами длиннобазный Mercedes даже со штатной автоматической коробкой передач оказался очень быстрым и надежным. В итоге Ханс Хейер и Клеменс Шикентанц, обгоняя маленькие «фиатики», Альфы и BMW 2002, привели огромный Mercedes на второе место в абсолюте в 24-часовой гонке в бельгийском Спа 1971 года.

Правда, гоночные эксперименты Ауфрехта были чрезвычайно редкими — в основном в AMG в то время занимались доводкой дорожных машин. К середине 70-х в AMG работали уже 40 человек: фирма стала расширяться и в 1976 году перебазировалась в соседний Аффальтербах, где и находится по сей день. А тюнинговые Мерседесы оказались настолько популярными, что многие компании в Европе решили пойти по стопам AMG. Например, в 1977 году были основаны Brabus и Lorinser, а на Франкфуртском автосалоне 1981 года было представлено уже 176 компаний, так или иначе дорабатывающих автомобили Mercedes.

Но первая половина 80-х годов выдалась для AMG тяжелой: по разным причинам (среди которых было и общее охлаждение интереса к мощным машинам из-за нефтяного кризиса) Ауфрехту пришлось даже увольнять сотрудников. Дела пошли в гору только к середине 80-х, когда появились новые Mercedes 190 серии W201 (в 1982 году) и Mercedes 300E серии W124. Например, уже спустя несколько месяцев после дебюта «сто двадцать четвертого» в Аффальтербахе построили Mercedes 300E 5.6 AMG, вместо стандартной трехлитровой рядной «шестерки» имплантировав двигатель V8 5.6 от тогдашнего S-класса серии W126. А в 1986 году с форсированной 360-сильной «восьмеркой» (с оригинальной головкой блока с четырьмя клапанами на цилиндр) Mercedes 300E 5.6 AMG разгонялся до скорости свыше 300 км/ч.


На переднем плане — новейший гоночный прототип Mercedes для гонок DTM, стилизованный под С-класс. Машины строит фирма HWA. Сзади — Mercedes CL 65 AMG в юбилейном исполнении 40th Anniversary, окрашенный уникальной эмалью Alubeam с мельчайшими частицами пигмента (30—50 нм). А фоном выступает грузовик нового отделения AMG Performance Studio, которое отныне станет домом для спецпроектов вроде машин Black Series

Тогда же, в 1986 году, автомобили Mercedes вернулись в кольцевой чемпионат ETCC — в «старший» класс DTM, где Mercedes 190E 2.3-16 начал борьбу с BMW M3 серии E30. Готовить двигатели для гоночных машин DTM мерседесовцы доверили фирме Ауфрехта, и очень скоро это стало для AMG даже более прибыльным бизнесом, нежели доводка дорожных машин. Были времена, когда спортивное отделение «кормило» всю фирму AMG! Именно в те непростые моменты AMG попыталась сотрудничать с Mitsubishi. В 1986 году на японском рынке начали предлагать переднеприводные седаны среднего класса Mitsubishi Debonair V3000 в версии Royal AMG с аэродинамическим обвесом от AMG, а в 1989—1990 годах в Японии мелкими сериями выпускался Mitsubishi Galant AMG с форсированной немцами двухлитровой «четверкой» (170 л.с. вместо стандартных 140 л.с.).

А Mercedes в это же время для разработки и выпуска восьмицилиндрового Е-класса (Mercedes 500E) обращался не к AMG, а к Porsche…

Единичный успех AMG в 1971 году: экипаж суперседана Mercedes 300SEL с мотором 6.9 занял второе место на 24 часах Спа, всего на три круга отстав от лидеров на купе Ford Capri RS 2600 с мотором V6 2.9, зато на 20 кругов опередив бронзовых призеров на двухлитровой Alfa Romeo 2000 GTam. Кстати, в этой же гонке стартовали Москвичи-412 бельгийского дилера Skaldia Volga А это дорожный Mercedes 300SE 6.3 AMG. С неизменным объемом, но с доработанной головкой блока мотор развивал 280, 300 или 320 л.с.: в последнем варианте седан мог разогнаться до 235 км/ч и преодолеть отметку 100 км/ч за 6,7 секунды (быстрее «стандарта» на 1,3 с)
Второй выход AMG на гоночные трассы ETCC случился в 1978—1980 годах: Mercedes 450SLC AMG, облегченный в Аффальтербахе с 1700 до 1225 кг и с мотором V8 4.5, форсированным до 375 л.с., успешно выступал на некоторых этапах (со штатным «автоматом»!). А на Нюрбургринге в 1980 году Mercedes 450SLC AMG наконец-то победил

Теснее AMG и Mercedes сблизились с помощью гоночной серии DTM: с 1988 года ателье Ауфрехта стало основным партнером заводской команды. С 1990 года дорожные автомобили от AMG начали продаваться через дилерскую сеть Mercedes-Benz с распространением заводской гарантии. К тому времени в Аффальтербахе работали уже 400 человек — и открылся третий завод.

Первая совместная разработка AMG и Мерседеса появилась в 1993 году — это был компактный седан C 36 AMG с рядной «шестеркой» объемом 3,6 л и мощностью 280 л.с. Тогда же название AMG было зарегистрировано как официальная торговая марка. Все 90-е годы прошли в попытках взаимодействия инженеров AMG и Мерседеса — иногда удачных, иногда не очень. И в 1999 году Ауфрехт продал 51% акций своего ателье концерну DaimlerChrysler AG и основал новую компанию HWA (по буквам собственных инициалов) в том же Аффальтербахе, сконцентрировавшись на гоночном бизнесе.

В 1986 году Mercedes вернулся в кольцевые гонки с седаном 190E 2.3-16. Ателье Ауфрехта готовило для Мерседесов класса DTM сперва двигатели, а затем и автомобили целиком
Mercedes 300E 6.0 AMG (1987 год) по прозвищу «Молот» был развитием рекордного седана с мотором 5.6, появившегося двумя годами ранее. Мощность V-образной «восьмерки» — 385 л.с., скорость — более 300 км/ч. После начала продаж этих машин в США марку AMG запомнили за океаном
Mitsubishi Galant AMG (1989 год) — попытка Ауфрехта в конце 80-х найти новых партнеров обернулась неудачей
Mercedes-Benz CLK GTR (1997 год) тоже производился на мощностях AMG. Всего продано 25 экземпляров — по $1,5 млн за автомобиль. Мотор V12 мощностью 631 л.с. располагался продольно в базе

Сейчас HWA AG — это фабрика, где силами 224 человек строятся гоночные прототипы Mercedes DTM (в этом году стилизованные под новый С-класс) и готовятся моторы для европейской Формулы-3. Здесь же, на фабрике HWA, делали мелкосерийные суперкары Mercedes CLK DTM. Ходят упорные слухи, что мерседесовцы недовольны своим сотрудничеством с фабрикой McLaren в Уокинге, где разрабатывался и выпускается Mercedes SLR, — возможно, его преемник будет уже родом из аффальтербахской фирмы HWA…

Ну а ателье AMG, остальные акции которого Ауфрехт продал концерну DaimlerChrysler в 2005 году, превратилось в заводскую фирму Mercedes-AMG GmbH. Сейчас там работают 750 человек и ежегодно делают более 20 тысяч двигателей для автомобилей Mercedes AMG. Сами машины в основном собирают на конвейерах мерседесовских заводов вместе с другими версиями — за исключением эксклюзивных версий вроде CLK 63 AMG Black Series, которые отныне будут строить в новом центре AMG Performance Studio.

Источник: АвтоРЕВЮ