1 апреля 2007 •

Олег РАСТЕГАЕВ, фото автора

В конце марта над испанской Валенсией — городом, где более трехсот дней в году светит солнце, — «прорвало трубу»: дождь лил два дня. И угораздило же организовать презентацию нового Мерседеса С-класса именно в эти дни — ни сфотографировать машину толком, ни поноситься! Однако по завершении программы теста я уже благодарил небеса за обилие осадков: они-то и помогли раскусить, распробовать С-класс.

Начиналось-то все обычно: выдача ключей и отсутствие наиболее популярных (читай — доступных) версий автомобилей. Известный ход: пусть журналисты восхищаются машинами, которые в полтора, а то и в два раза дороже базовых! Судите сами: цены на самый доступный Mercedes-Benz C 180 Kompressor начинаются в России от 30500 евро, C 200 Kompressor будет стоить 34100 евро. А в Испании можно было выбрать либо бензиновый C 350 (от 47800 евро), либо дизельный С 320 CDI, который в России и вовсе продаваться не будет. Равно как и более дешевые дизельные C 200 CDI и C 220 CDI — не доверяют мерседесовцы нашему дизтопливу. Так что придется мне нахваливать топовую версию — Mercedes-Benz C 350. Или не придется?

Нет, придется: ладный получился автомобиль, начиная с дизайна и заканчивая настройками подвесок. Но обо всем по порядку.

Салон версии Avantgarde сработан в стиле техно. Трехспицевый руль и накладки на педалях — элементы AMG-пакета Салон версии Avantgarde сработан в стиле техно. Трехспицевый руль и накладки на педалях — элементы AMG-пакета
Слева три рычажка: круиз-контроля, «поворотников»/«дворников» и электрорегулировки руля Кнопки регулировок сидений на двери — очень удобное решение

Самый младший из седанов в мерседесовской линейке заметно подрос: длина увеличилась на 55 мм, ширина — на 42 мм, колесная база растянулась на 45 мм. Видно, что автомобилю очень хочется быть большим. Хочется быть похожим на «старшего брата» — на Mercedes S-класса. Расширители колесных арок, форма задка — все как у флагмана. А еще хочется быть спортивным, атлетически сложенным. И это тоже получилось. Вдоль кузова тянется эффектная линия, которая появляется на переднем крыле, пересекает двери и упирается в уголок заднего фонаря. Говорят, что над созданием образа работала дружная команда дизайнеров, но, похоже, они так и не смогли прийти к общему мнению относительно оформления передней части автомобиля. Молодежь предлагала более спортивный стиль, аксакалы отстаивали классические формы. В результате решили выпускать C-класс в двух принципиально разных исполнениях! Поклонникам классики адресованы версии Classic и Elegance c традиционными радиаторными решетками-жалюзи и мерседесовским «прицелом» на ножке. А «спортсменам» должна прийтись по душе версия Avantgarde c огромной трехлучевой звездой на решетке — в стиле купе Mercedes-Benz CL.


У версии Elegance на капоте — фирменный мерседесовский «прицел», в комплектации Avantgarde эмблема интегрирована в радиаторную решетку

Впрочем, «рисуя» кузов нового С-класса, дизайнеры решали не только эстетические задачи. Огромная работа была проделана в аэродинамической трубе: коэффициент лобового сопротивления удалось снизить до рекордной в своем классе величины — 0,27. Для этого пришлось даже применить вентилируемые задние фонари — дренажные каналы в их корпусах препятствуют срыву воздушной струи и, следовательно, переходу воздушного потока из ламинарного состояния в турбулентное. Правда, в кулуарной беседе выяснилось, что 0,27 — это для автомобилей с четырехцилиндровыми моторами. У шестицилиндровых модификаций аэродинамика хуже — воздуху тяжелее «продираться» сквозь подкапотное пространство.

Схема подвесок не изменилась: спереди McPherson, сзади «многорычажка». А вот гидроусилитель новый — с изменяемой «помощью» (с ростом скорости она плавно уменьшается и к 200 км/ч составляет всего треть от «парковочной») и с механизмом дополнительного центрирования руля на высокой скорости, как на S-классе В пакет Advanced Agility входят электронноуправляемые амортизаторы — их сопротивление меняется за счет работы клапана, установленного в дополнительном резервуаре (обозначен стрелкой) В стандартном исполнении на Mercedes С-класса устанавливаются адаптивные амортизаторы. Но без электроники при активной езде клапан (обозначен стрелкой) запирает дополнительные каналы в поршне, повышая сопротивление амортизатора

Гамма двигателей не изменилась. Знакомые моторы с механическими нагнетателями 180 Kompressor и 200 Kompressor прибавили 13 и 20 л.с. соответственно. Похожая картина и с дизелями 200 CDI (+14 л.с.) и 220 CDI (+20 л.с.). Мало изменились шестицилиндровые бензиновые моторы С 230 и С 280 объемом 2,5 л и 3,0 л. А венчает дизельную линейку по-прежнему двигатель 320 CDI мощностью 224 л.с. Замечательный мотор! Очень тяговитый и по-мерседесовски комфортный. По динамике, по удобству управления разгоном дизельная версия C 320 CDI мало чем отличается от бензиновой топ-модели C 350 — я специально сравнил. Причем в салоне дизельного Мерседеса так же тихо, как и в бензиновой машине. И никаких вибраций на органах управления! Жаль, что такого мотора не будет в России.

Стоп. А где бензиновые двигатели с непосредственным впрыском, где их форсированные турбоверсии, которые предлагают основные конкуренты — BMW и Audi? В Штутгарте нечем ответить на этот вызов? Мерседесовцы говорят уклончиво: да, мол, работы ведутся. И ничего конкретного. Признались лишь в том, что AMG-версия С-класса, которая появится в следующем году, будет укомплектована мотором V8. Все правильно: BMW M3 теперь тоже будет с «восьмеркой».

За доплату — блок «климата» для задних пассажиров Стандартные кресла — не самые удобные. Спортивные сиденья лучше, а осенью можно будет заказать автомобиль с мультиконтурными креслами, которые позволят настроить под себя и ширину спинки, и длину подушки Сзади весьма просторно — смущает лишь «заваленная» спинка дивана

Кстати, так называемый AMG-пакет доступен уже сейчас, а заплатить за него надо от 2857 до 4379 евро. Это 17-дюймовые легкосплавные колеса, тормозные диски с перфорацией, спортивная «юбка» переднего бампера в стиле формульного антикрыла, подвеска с уменьшенным на 15 мм клиренсом, спортивные сиденья, алюминиевые накладки на педалях и трехспицевый руль вместо четырехспицевого. С таким пакетом мне и достался автомобиль во второй день. Это был самый «слабый» из представленных в Валенсии Mercedes-Benz С 280 с семиступенчатым «автоматом» 7G-Tronic, зато здесь был еще один пакет с мудреным названием Advanced Agility (цена от 1700 до 2800 евро). Его присутствие выдает лишь маленькая кнопочка Sport на центральной консоли, а остальное зашито в «электронных мозгах». Нажимая на кнопку Sport, водитель переводит амортизаторы в более жесткое состояние, повышает чувствительность педали акселератора, уменьшает производительность насоса гидроусилителя руля и переводит «автомат» в спортивный режим выбора передач.

Меню мультимедийной системы Comand APS с семидюймовым дисплеем — насыщенное, но предельно понятное, да к тому же русифицированное. А функция «Лингватроник» поможет обучить автомобиль выполнять голосовые команды — например, включить радио или набрать номер телефона

Дождь хлещет стеной, а маршрут — по горным дорогам, где потоки воды выносят на асфальт песок с окрест­ных склонов. Доза адреналина в вену на каждом повороте! Главное, чтобы не смертельная… Но вскоре я понял, что мне передозировка не грозит. Чертовски надежное поведение! Академически правильные усилия на руле и педалях, хорошая связь с дорогой, прекрасно настроенная система стабилизации… Заходя в очередной поворот, я уже ничуть не сомневаюсь, что выйду из него победителем. Даже в случае грубой ошибки со скоростью электроника очень корректно, не посягая на мое право получать удовольствие от активной езды, направляет автомобиль на нужную траекторию. А если отключить ESP? Нет, без нее никуда — отключается лишь противобуксовочная «подсистема», но в случае боковых скольжений электроника продолжает страховать водителя. Только теперь она вступает в дело чуть позже. Удивительно, но езда на грани сцепных свойств шин получается еще и очень комфортной. Никаких рывков и ударов — пики вертикальных и боковых ускорений сглажены в плавную синусоиду. И пассажир справа начинает засыпать… Тогда я нажимаю кнопку Sport. Проснулся. Но не от боковых перегрузок, а от вибрации, которая теперь передается на кузов на мелких неровностях асфальта. Зато практически исчезла раскачка, стали меньше крены. Но скорость прохождения поворотов если и увеличилась, то незначительно. Во всяком случае, не настолько, чтобы приносить в жертву комфорт. Думаю, что в России нет смысла заказывать этот пакет. Так что я выключаю режим Sport — и продолжаю наслаждаться быстрой, но мягкой ездой.

Признаться, заочно я скептически относился к коробке 7G-Tronic — зачем столько ступеней? Наверняка электроника будет в них путаться, наверняка будут неуместные прыжки с передачи на передачу. Ничего подобного. Переключения мягкие и быстрые, а в режиме kick-down коробка сразу опускается на нужную ступень, а не перебирает все «попутные» передачи, как это делают обычные «автоматы».

Конечно, Mercedes C 280 разгоняется не так резво, как C 350, — в горах это особенно заметно. Но на равнине трехлитрового мотора вполне хватает, чтобы легко загонять стрелку за отметку 200 км/ч. Но не безумие ли ездить в дождь с такой скоростью? Нет, ребята на стареньких Сеатах, я не отморозок и, как мне кажется, могу вполне трезво оценить и свои возможности, и возможности машины. Это вас швыряет из стороны в сторону, а новый C-класс идет как по струнке. Это вы не можете понять, на какой угол надо повернуть руль, чтобы ровно пройти по дуге, а я это делаю легко и сразу. Это вас может хватить кондрашка, если автомобиль всплывет на луже, а у меня лишь мигнет желтый треугольник на комбинации приборов, Mercedes чуть-чуть сбросит ход — и вновь помчит дальше. Это у вас стекла потеют, как в теплице, а у меня они чистенькие — двухзонный климат-контроль без лишнего шума поддерживает оптимальную температуру и влажность. Это вы не можете рассмотреть в зеркалах заднего вида, что творится у вас за спиной, а у меня зеркала большие и чистые — их подогрев включается автоматически по сигналу от датчика дождя. Да-да, я согласен: на свои пять или шесть тысяч евро ваш потрепанный «сеатик» едет неплохо. А мой Мерседес несется на свои 40000 евро…

При резком замедлении стоп-сигналы начинают мигать Базовые двигатели 180 К и 200 К (у них одинаковый рабочий объем, но разные давление наддува и степень сжатия) с механическими нагнетателями принципиально не изменились. Но доработанная система газораспределения, более «динамичный» компрессор и измененные поршни позволили поднять мощность и одновременно снизить расход топлива — на 0,2 л/100 км для версии С 180 К и на 0,5 л/100 км для С 200 К Семиступенчатый «автомат» 7G-Tronic агрегатируется только с шестицилиндровыми моторами, а для двигателя версии С 350 это и вовсе единственный вариант коробки передач

Посадка за рулем идеальная: спортивное сиденье плотно охватывает поясницу, диапазонов электрических регулировок хватает с избытком — при моем росте 190 см я немного придвигаюсь к рулю из крайнего положения. Сам руль великоват для спортивной версии и выглядит простовато. Обычный четырехспицевый мне нравится больше. Зато приборы великолепны вне зависимости от комплектации: в центре — большое блюдце спидометра, заполненное голубым экраном, на который выводится масса информации. Расход топлива, средняя скорость, частота радиоволны. А что за десять цифр появились на экране? Это номер телефона — мне кто-то звонит. Нажимаю кнопку с зелененькой трубкой на руле и спокойно общаюсь.

Отдельного рассказа заслуживает мультимедийная система Comand APS, которая предлагает не только шестизарядный DVD-чейнджер, но и продвинутую систему навигации (картографическая и прочая информация записана на жесткий диск объемом 30 Гб), и слот для работы с картами памяти PC Memory Card. Плюс встроенный музыкальный сервер на четыре гигабайта. Для прослушивания музыки в объемном формате Logic7 можно оборудовать С-класс акустической системой harman/kardon. Но больше всего удивило, как просто управляться со всеми этими наворотами! Куда проще, чем с системой iDrive на BMW. А уж когда я обнаружил, что система готова общаться со мной и по-русски, захотелось сказать «спасибо» и повторять это каждый раз, когда приятный женский голос наставлял меня на путь истинный: «пожалуйста, держитесь правее»; «на круговом движении сверните во второй выезд»; «следуйте по дороге прямо». И ни одного подвоха! Обещают, что так же хорошо система будет работать и в России, — в следующем году для «цешек» появится фирменная навигация с российскими картами. Кстати, на S-классе и купе CL такая навигация будет доступна уже этим летом.

Кое-кто из коллег пожаловался на простенькие материалы отделки — дескать, пластик на центральной консоли гладкий, шагрень на передней панели грубовата. А мне понравилось. В конце концов, это же самый «младший» седан в мерседесовской линейке!

При разработке и доводке было проведено 5500 виртуальных и 100 реальных краш-тестов. Уже «в базе» у новой машины семь подушек безопасности, а за доплату предлагается система Pre-Safe, которая с 2002 года устанавливается на S-класс. В случае опасности (экстренное торможение, резкий занос) подтягиваются ремни безопасности, пассажирское кресло при помощи электропривода встает в оптимальное положение, закрываются боковые окна и люк в крыше

Почти идеальную эргономику портит лишь одна деталь — тот самый подрулевой переключатель, на который возложены функции управления стеклоочистителями, «поворотниками», да еще и включением дальнего света фар.

Увеличение наружных размеров кузова благотворно отразилось и на задних местах — расстояние между рядами кресел увеличилось на 20 мм, в плечах появились дополнительные 40 мм. Однако, сев «сам за собой», я не почувствовал простора — колени уже касаются спинки переднего сиденья. И еще одна хитрость: чтобы рослые пассажиры не подпирали головой покатую крышу, компоновщики «завалили» спинки задних сидений. Сидишь, как в кресле самолета с откинутой спинкой, — не каждому понравится.

Открывая багажник, я ожидал увидеть там кнопку электропривода. Нет, до этого пока не дошло, но ручка есть. И запасное колесо под ковриком лежит. В общем, большой и удобный багажник объемом 475 литров — на 20 литров больше, чем у предшественника.


По мокрой извилистой дороге C-класс позволяет ехать быстро и безопасно

Изучая салон, гоняя по горным дорогам и автобанам, я постоянно вспоминал «трешку» BMW. Понятно, что именно с ней будут сравнивать новый Mercedes. Обязательно это сделаем и мы — на российских дорогах. Но уже сейчас я могу предположить, что Mercedes окажется комфортнее, — это касается и шума, и плавности хода, и реакций на управление. Вот если машины сойдутся на треке, то, скорее всего, BMW покажет лучшее время. Мерседесу его не догнать даже с пакетом Advanced Agility. Да и надо ли?


Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Mercedes-Benz
Модификация С 180 К С 200 К C 230 C 280 C 350 C 320 CDI
Кузов 4-дверный седан 4-дверный седан 4-дверный седан 4-дверный седан 4-дверный седан 4-дверный седан
Число мест 5 5 5 5 5 5
Объем багажника, л 475 475 475 475 475 475
Снаряженная масса, кг 1485 (1500)* 1490 (1505) 1540 (1560) 1555 (1575) 1610 1700 (1700)
Полная масса, кг 1970 (1985) 1975 (1990) 2025 (2045) 2040 (2060) 2095 2185 (2185)
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском и механическим нагнетателем бензиновый, с распределенным впрыском дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 6, V-образно 6, V-образно 6, V-образно 6, V-образно
Рабочий объем, см³ 1796 1796 2496 2996 3498 2987
Степень сжатия 9,3:1 8,5:1 11,4:1 11,3:1 10,7:1 17,7:1
Число клапанов 16 16 24 24 24 24
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 156/115/5200 184/135/5500 204/150/6100 231/170/6000 272/200/6000 224/165/3800
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 230/2500—4200 250/2800—5000 245/2900—5500 300/2500—5000 350/2400—5000 510/1600—2800
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 5-ступенчатая) механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 7-ступенчатая) автоматическая, 7-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая (автоматическая, 7-ступенчатая)
Привод на задние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 195/60 R16 205/55 R16 205/55 R16 205/55 R16 225/45 R17 225/45 R17
Максимальная скорость, км/ч 223 (220)* 235 (230) 240 (233) 250 (244) 250** 250 (250)**
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,6 (9,8) 8,6 (8,8) 8,4 (8,7) 7,3 (7,2) 6,3 7,7 (6,8)
Средний расход топлива, л/100 км 7,6 (7,8) 7,9 (8,1) 9,2 (9,2) 9,3 (9,3) 9,7 6,9 (7,3)
Емкость топливного бака, л 66 62 62 62 62 66
Топливо АИ-95 АИ-95 АИ-95 АИ-95 АИ-95 дизтопливо
* Данные в скобках — для автомобилей с автоматическими коробками передач
** Ограничена электроникой

Источник: АвтоРЕВЮ